Эльконин

Аннотация:
В книгу избранных трудов известного советского психолога вошли его основные работы по детской и педагогической психологии, в которых представлена оригинальная теория периодизации детства, психического развития ребенка, игровой и учебной деятельности, конкретизирующая идеи научной школы Л. Выготского об исторической природе детства и деятельностной основе психического развития. Ряд работ посвящен проблемам дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, обучения и развития детской речи, начального образования, психодиагностики.

Основы создания концепции психического развития по Д. Эльконину

Эльконин выстраивал свою теорию психического развития с учетом фундамента психологической теории деятельности А. Леонтьева.

Эльконин считал, что в различные исторические эпохи у детства было различное содержание и различные закономерности.

Таким образом, выстраивая теорию исторического формирования детства, он ввел идею о том, что детство возникло в тот период развития животного мира, когда в некоторых его видах стали исчезать отдельные формы поведения, основанного на инстинктах. Так, необходимые формы поведения стали приобретаться прижизненно, для чего и возникло детство.

Само своеобразие детства состоит в том, что человек рождается совершенно беспомощным. И как раз в ней заключена потенциальная сила, так как ребенок не связан жесткими инстинктивными формами поведения и способен усваивать те формы человеческой деятельности, которые актуальны на данном этапе исторического развития человеческого социума.

Основные положения в концепции психического развития по Д. Эльконину

Эльконин считал, что:

  • все виды детской деятельности являются общественными по своей форме, содержанию и происхождению;
  • присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит только деятельностный характер.

Научная позиция развития ребенка:

  • Условие – рост и созревание организма
  • Среда идеальной формы. Здесь имеется в виду то, к чему развитие
    должно прийти в конце своего пути.
  • Усвоение
  • Противоречие между усвоением общественной и предметной стороны действий как движущая сила развития.
  • Мотивационно-потребностная сфера.
  • Операционно-технические возможности.

Периодизация возрастного развития

  • Кризис новорожденности; младенчество (мотивационно-потребностная сфера),
  • Кризис 1 года жизни; ранний возраст (операционно-техническая сфера).
  • Кризис трех лет; дошкольный возраст,
  • Кризис семи лет; младший школьный возраст,
  • Кризис 11-12 лет; подростковый возраст,
  • Кризис 15 лет; ранняя юность.

Системы отношений ребенка:

  • Мир людей, отношений между людьми. Здесь задействована мотивационно-потребностная сфера.
  • Мир вещей. Деятельность, благодаря которой усваиваются общественно выработанные действия с различными предметами (интеллектуально-познавательная сфера.

Рисунок 1. «Системы отношений ребенка и закономерности его психического развития»

Рисунок 2. «Возрастная периодизация психического развития по Д. Эльконину»

Любой период развития ребенка имеет свои определенные особенности и границы. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности.

Важно также учитывать ведущую деятельность ребенка на разных этапах развития. Например, в раннем возрасте – это предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном – игровая, в младшем школьном – учебная, в подростковом – общение и так далее.

Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.

Эльконин Даниил Борисович

Даниил Борисович Эльконин — это знаменитый русский психолог, специализировавшийся на изучении детской психологии.

Эльконин гордился тем, что был учеником Льва Семеновича. Даниил Борисович был не только очень талантливым ученым, но и хорошим исследователем. Он довольно быстро и качественно разрешал различные психологические проблемы, которые играли важную роль в педагогической практике. Эльконин сформулировал и закрепил важные знания о периодах развития детей и играх, которыми они увлекаются. К тому же, он создал эффективные методы, которые способны помочь ребенку научиться читать. Даниил Борисович был очень добрым, отзывчивым, позитивным, жизнелюбивым человеком и талантливым ученым.

Родился этот замечательный психолог в Полтавской губернии. Там же он учился в гимназии. Затем он поступил в педагогический институт в Ленинграде. Через некоторое время стал преподавателем младших классов в Ленинградской школе. Он даже создал собственные учебники, которые были предназначены для изучения русского языка людьми Крайнего Севера. Довольно долгое время Эльконин преподавал в Московском университете.

Стоит отметить, что Эльконин проводил исследования детской психологии, сотрудничая с такими учеными как А. Леонтьев, А. Запорожец, П. Гальперин.

Также советский психолог поддерживал эффективные связи с детскими и педагогическими психологами, живущими в других странах. Эльконин написал несколько монографий и очень много научных статей. Его труды были направлены на проблемы теории детства. Он изучал периоды, которые каждый человек проходит в детстве. Психолог интересовался психическим развитием людей разных возрастов. Также он исследовал игровую психологию, учебный процесс и многое другое.

Научная деятельность

Эльконин написал работу «Учение об условных рефлексах», в которой он подробно разъяснил, что является условным рефлексом. Также в данной работе говорилось о строении нервной системы и всех вопросах, связанных с ней. Работы этого советского психолога стали опорой для объяснения теории деятельности.

Главным вкладом Даниила Борисовича в науку стало формирование и введение новой системы познавательного процесса.

Некоторые работы Даниил Борисович посвятил анализу представлений и предположений Л. Выготского. Советский психолог создавал свои труды на основе сведений о развитии человека в культурной и исторической среде.

Эльконин утверждал, что детская пора находится в постоянном развитии, а также носит исторический характер. Ведь эта пора в различные исторические моменты имеет отличные друг от друга свойства и содержание. Психолог пришел к выводу, что детство не может быть абсолютно одинаковым или очень похожим. Поэтому, действительно важно понимать сущность теоретических сведений и знать факты о развитии детства, имеющем исторический характер. При этом можно обращаться к психологии, истории образовательной деятельности.

Психолог предполагал, что каждый вид детской деятельности носит общественный характер. Именно по этой причине ребенок, который только родился или недавно начал свою реализацию, является общественным существом. Эльконин не принимал во внимание формулировку «общество и ребенок». Он считал, что не нужно разделять эти понятия. Это объясняет тот факт, что психолог рассматривал только положение ребенка в обществе.

Советский психолог полагал, что каждый ребенок является активным субъектом. Ведь дети проявляют свою активность тогда, когда они пытаются изменить или присвоить себе какие-либо культурные достижения. Такие достижения носят деятельностный характер. Именно с помощью изменений ребенок может создать и реализовать внутри себя человеческие способности.

Эльконин считал, что ребенок в процессе преобразования собственных действий реализует определенную практическую и познавательную деятельность. Эта деятельность носит адекватный характер. Но данная деятельность не похожа на ту деятельность, которая была у людей предыдущего поколения.

Психолог, рассматривая соотношение обучения и развития детей, считал, что между этими двумя процессами стоит деятельность самого ребенка. При изучении данной проблемы психолог частично опирался на труды Л. Выготского. Опорой стали те работы, в которых было сказано об обучении. сделал вывод, что перед развитием обязательно должно быть обучение.

Всю свою жизнь психолог исследовал проблему психологического развития детской личности. Эльконин предполагал, что его представление о развитии детей поможет решить множество вопросов. Он считал, что его работы помогут правильно обучать ребенка и подталкивать его к новым достижениям.

Советский психолог смог сформулировать следующие принципы:

  • Условием развития является рост и созревание организма
  • Источником является окружающая среда, идеальные представления
  • Формой развития можно считать усвоение информации и сведений
  • Двигает развитием обычно такое противоречие, которое возникает между усвоением предметной и общественной сторонами деятельности

Множество работ Эльконина, которые направлены на изучение психологии и периодов игры, заслуживают внимания. Они содержательны по своей натуре.

В этих работах Д. Эльконин выделил основные составляющие игры:

  • Сюжет. Важно, во что играет ребенок, какой смысл игры
  • Содержание. Здесь важно учитывать, как играет ребенок, что он для этого использует
  • Роль
  • Представляемая ситуация
  • Правила игры
  • Сами игровые действия
  • Отношения, складывающиеся в процессе игры

Самые известные работы психолога

К самым известным работам Д. Эльконина можно отнести:

  • Работа, посвященная изучению условных рефлексов
  • Работа, направленная на изучение развития конструктивных действий школьников, оформленная в рукописном виде
  • Труды психолога, связанные с устной и письменной речью, оформленные в рукописном виде
  • Мышление младшего школьника / Очерки психологии детей

Авторы методики

Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 гг. ) — советский психолог и педагог, автор работ о психологических аспектах детских игр и их роли в обучении. Главным трудом его жизни стала система развивающего обучения.

Василий Васильевич Давыдов (1930–1998 гг. ) — профессор, академик и вице-президент Российской академии образования. Ученик и сподвижник Эльконина, который развил и начал применять идеи Даниила Борисовича.

Эльконин (слева) и В. Давыдов (справа)‍

Теоретические работы Эльконина и экспериментальные исследования Давыдова привели к созданию программы для начальных классов, в которой учёба сочетается с развитием личности.

Система Эльконина–Давыдова применяется в России с 1991 года. В 1996 году она вошла в список рекомендаций ФГОС, а после исключения из этого списка программы Занкова стала единственной развивающей программой для начальных классов, одобренной Министерством образования и науки.

Цель и задачи системы Эльконина–Давыдова

Цель системы Эльконина–Давыдова — научить детей самостоятельно ставить задачи, определять методы их решения и анализировать результат.

Для достижения этой цели ставится ряд задач:

  • Учитель должен сплотить класс, а ученики должны коллективно формулировать цели и искать способы их достижения. Предполагается, что преподаватель не даёт готовых знаний, а лишь отвечает на вопросы, появившиеся у школьников в процессе обсуждения проблемы.
  • Педагоги должны уделять внимание формированию и развитию у ребят самооценки и самоконтроля. Для этого используется система оценивания без фиксированных оценок.
  • Педагогические методики должны меняться в соответствии с этапами психологического развития учащихся. Иными словами, программа должна «взрослеть» вместе со школьниками.
  • Между учителем и учениками должны складываться партнёрские отношения. Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса.

Как проходит обучение по системе Эльконина–Давыдова

Особенность системы Эльконина–Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент.

Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами.

По системе Эльконина–Давыдова неправильных ответов не существует. Любое предположение — «рабочая версия».

В системе Эльконина–Давыдова нет привычной системы оценок. В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Чаще всего, ученики рисуют шкалу напротив каждого задания и отмечают на ней, насколько точно сформулирован ответ или насколько аккуратно оформлена работа.

‍Шкала оценок по системе Эльконина–Давыдова ‍

Затем преподаватель тоже оценивает работу по выбранной шкале. Считается, что такой метод ученику позволяет понять, насколько хорошо он выполнил задание, а учителю — получить представление о самооценке ребёнка.

Ещё одна особенность программы — «ловушки», когда учитель намеренно ошибается, а ученики должны это заметить и поправить его. Это позволяет формировать у школьников критическое мышление, приучить их к мысли, что любое знание нуждается в проверке.

На уроках часто применяются дидактические, ролевые и другие игры. Обучение через игру помогает детям раскрыть творческие способности и использовать для решения проблем не только знания, но и фантазию.

По программе Эльконина–Давыдова домашние задания сведены к минимуму. Система предполагает, что знания ученики получают в ходе дискуссий в классе, а не за учебниками дома.

Учебно-методический комплекс системы Эльконина–Давыдова

Учебникам в системе Эльконина–Давыдова отводится далеко не главная роль. Большинство знаний ученики получают, взаимодействуя между собой и с преподавателями.

Учебно-методический комплекс (УМК) системы Эльконина–Давыдова выпускает издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».

Русский язык

Тестирования показывают, что у детей, прошедших обучение по Эльконину–Давыдову, отлично развит кругозор, память, внимание, креативное мышление, навыки работы в команде и способности к самоанализу. Это, безусловно, преимущество системы.

Но существует и ряд недостатков:

  • Новеньким детям бывает сложно влиться в учебный процесс. И наоборот, детям, сменившим систему Эльконина–Давыдова на традиционную программу, например, «Школу России», трудно перестроиться.
  • По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе — спорный вопрос.
  • Система Эльконина–Давыдова рассчитана только на начальные классы. Продолжать обучение в средней и старшей школе придётся по другим программам.
  • Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями. От его профессионализма зависит, насколько эффективным будет обучение.
  • Отсутствие оценок, беспрекословного авторитета учителя и другие особенности системы вызывают недоумение у некоторых родителей.

Кому подходит обучение по Эльконину–Давыдову

Считается, что учиться по Эльконину–Давыдову может каждый. В школах, где используется эта программа, не проводят вступительных экзаменов и тестов на интеллект.

На семейном обучении программа развивающего обучения Эльконина–Давыдова подойдёт тем родителям, кто готов стать научным коллегой для своего ребёнка. Придётся много дискутировать и следить за тем, чтобы ученик получал не «готовые знания», а находил ответы самостоятельно.

Через все работы Д. Эльконина проходит центральная проблема: какова природа человеческого дет­ства и глубинные законы детского развития? Д. Эльконин строил свою теорию психического развития ре­бенка на фундаменте психологической теории деятельности, считая, что в разные исторические эпохи детство имеет разное конкретное содержание и разные конкретные закономерности. Нет неизменного детства, детства «вообще».

Выстраивая теорию исторического развития детства, он обосно­вал идею, что детство возникло в тот период развития животного мира, когда у некоторых его видов стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Необходимые формы поведения стали приобретаться прижизненно, для чего и возникло детство. Своеобра­зие детства человека состоит в том, что человек появляется на свет беспомощным существом. Но в этой беспомощности заключена ог­ромная потенциальная сила, поскольку, не будучи связанным жест­кими инстинктивными формами поведения, ребенок может присвоить именно те способы родовой человеческой деятельности, которые актуальны на данном историческом этапе развития общества. Эльконин описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит присвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Так, он показал фундаментальную роль непосредственно эмоционального общения младенца со взрослыми в присвоении им самой потребнос­ти человеческого общения, общей ориентации в мире. Исследуя содер­жание и строение предметно-манипулятивной и игровой деятельности дошкольника, он обнаружил и описал их принципиальное значение в возникновении и дальнейшем становлении у ребенка основополагаю­щих предметно-двигательных и познавательных способностей: вообра­жения, мышления, речи, символической функции, ориентации в об­щих смыслах человеческих отношений. Присвоение ребенком богатств человеческой культуры посредством его целенаправленного обучения и воспитания появляется довольно поздно — в развернутой форме они представлены в школьном периоде (например, в виде учебной деятельности младших школьников). Такое обучение и воспитание имеют большое значение в психическом развитии детей (отдельные моменты обучения и воспитания присутствуют и в других видах при­своения, что приводит порой некоторых психологов даже к неправо­мерному отождествлению его с обучением и воспитанием).

Взгляды Д. Эльконина на общую природу и источники психи­ческого развития ребенка можно свести к следующему. Во-первых, все виды детской деятельности общественны по своему происхожде­нию, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом. Во-вторых, присвоение ребенком достижений человеческой культу­ры всегда носит деятельностный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводя­щий и создающий в себе человеческие способности.

Говоря о развитии ребенка, он сформулировал следующую науч­ную позицию: 1) условия (развития) — рост и созревание организма; 2) источники — среда, идеальные формы, т. то, к чему развитие должно прийти в конце (все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные за­дачи, мотивы и даже эмоции); 3) форма — усвоение; 4) движущие силы — противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия.

Эльконин разделил все виды деятельности ребенка на 2 группы. Первая — группа коммуникативных видов деятельности, относящих­ся к генетически разным формам общения. В основе ее лежат отноше­ния, развертывающиеся в системе «ребенок—общественный взрослый». Вторая — группа предметных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам предметной деятельности. В ее основе лежат отношения в системе «ребенок—общественный предмет». По мне­нию Д. Эльконина, ход развития определяется движением от сис­темы «ребенок—общественный взрослый» к системе «ребенок—общественный предмет», т. сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе усваиваются соответствующие виды деятельности.

Далее Д. Эльконин вводит деление психики на 2 сферы — мотивационно-потребностную сферу и сферу операционально-техничес­ких возможностей. Тем самым реализуется тезис о противоречии между потребностями ребенка и его возможностями как движущей силе развития.

Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем — операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.

По мнению Д. Эльконина, человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Строго говоря, в человеческом мире не существует мира физических предметов, там безраздельно господствует мир общественных пред­метов, удовлетворяющих определенным общественно выработанным способом общественно сформированные потребности человека. Даже предметы природы выступают для человека как включенные в опре­деленную общественную жизнь, как предметы труда, как очелове­ченная, общественная природа. Человек — носитель этих обществен­ных способов употребления предметов. Отсюда способности челове­ка — это уровень владения общественными способами употребления общественных предметов. Таким образом, всякий предмет содержит «в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на обще­ство, с другой, — на способ исполнения. Эта микроструктура челове­ческого действия, согласно гипотезе Д. Эльконина, отражается и в макроструктуре периодов психического развития.

Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирова­ние личности ребенка в системе «ребенок в обществе», то радикаль­но меняется характер взаимосвязи да и само содержание систем «ре­бенок—вещь» и «ребенок—отдельный взрослый», выделенных в ев­ропейской психологии как две сферы детского бытия. Эльконин показывает, что система «ребенок—вещь» по сути есть система «ребенок—общественный предмет», так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства его как объекта; пос­ледние служат лишь ориентирами для действий с ним. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

Система «ребенок—взрослый» превращается, по Д. Эльконину, в систему «ребенок—общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов обще­ственной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообраз­ные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности (например, в ролевой игре у дошкольников), конечно, с помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладе­ния все более сложными, новыми предметными действиями.

Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах «ребенок—общественный предмет» и «ребенок—общественный взрос­лый» представляет единый процесс, в котором и формируется лич­ность ребенка. Другое дело, пишет он, что «этот единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны».

Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов дея­тельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отно­шений следует деятельность другого типа, в которой происходит ори­ентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одно­му принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих от­ношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставле­но в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики:

1) период (эпоху) раннего детства Д. Эльконин делит на две стадии — младенчество (с освоением мотивационно-потребностной сферы — М-П), открывающееся кризисом новорождённости, и ранний возраст (с освоением операционально-техничес­кой сферы — О-Т) с кризисом 1-го года жизни;

2) период детства он делит на дошкольный (М-П) возраст, от­крывающийся кризисом 3 лет, и младший школьный (О-Т) с его кризисом 7 лет;

3) период отрочества делится на подростковый возраст (М-П) с кризисом 11-12 лет и раннюю юность (О-Т) с кризисом 15 лет.

Гипотеза Д. Эльконина, учитывая закон периодичности в детс­ком развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет — кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет — кризисы ми­ровоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Оцените статью
Добавить комментарий