Дом дерево человек метода программирования

В статье мы расскажем:

  • Методика «Дом.Дерево.Человек»: характеристика
  • Интерпретация рисунка дома
  • Отношение рисунка к листу бумаги
  • Заключение

Всем известна поговорка, часть которой построить дом, посадить дерево и родить сына. Не случайно, методика «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ) одна из самых востребованных у психологов, использующих проективные методики в своей работе. В статье мы расскажем, что представляет собой проективная методика «Дом. Дерево. Человек», как правильно расшифровывается рисунок.

Методика «Дом. Дерево. Человек»

Сама методика предложена Дж. Буком в 1948 году. Она изначально предназначалась для определения уровня интеллектуального развития человека. Но затем разглядели возможность использовать рисунки для получения психологического портрета человека.

Разные модификации методики «Дом. Дерево. Человек» отличаются тем, что предлагается нарисовать их на одном листе одной сценой или на разных листах. Мы будем рассматривать по отдельности.

Напомним, что для рисунка необходимы:

  • бумага нелинованная, белая, выбранного стандарта
  • карандаш простой средней мягкости

Что надо сделать? Нарисовать дом, дерево и человека. Остановитесь и нарисуйте свой рисунок. А затем читайте интерпретацию.

Интерпретация рисунка дома

Возможно три варианта дома:

  • многоэтажное здание обязательно с антенной. Это самый редкий вариант, который человек рисует. Но этот вариант рисуют те, для которых семья имеет чисто номинальное значение. Антенна – обязательный атрибут такого рисунка – признак формальной связи. Интерпретируется наличие антенны, даже если она встречается в других вариантах изображения дома.
  • Традиционный дом – это самый распространенный вариант. Его рисует 90% испытуемых;
  • «экзотика» – это все остальные варианты, которые не подпадают под первые два, например, шалаш, скворечник и тому подобное. Экзотичный вариант рисунка дома свидетельствует о романтизации отношения к семье и сформированности представления о том, что такое дом, что такое семья. Мир семьи важен настолько, что он противопоставляется всему остальному миру.

В качестве иллюстрации экзотичного варианта рисунка дома можно продемонстрировать работу современного польского художника Яцека Йерка.

Необходимые детали, которые должны быть нарисованы:

Надо обращать внимание, если одна из этих деталей отсутствует. Поскольку это тоже является диагностическим признаком.

Смешанные варианты дома

Представлены два варианта домов в смешанном стиле:

  • промежуточный вариант между традиционным и экзотичным домом
  • промежуточный вариант между домом-зданием и традиционным домом

И в том, и в другом случае отдельные признаки интерпретируется, как если бы дом был традиционным.

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Обязательные элементы

  • «Домик аутиста» – изображен дом только с одним окном и без двери. Аутичный он в том смысле, что свидетельствует о дефиците у автора рисунка социального взаимодействия и общения.
  • Манифестация «мой дом» – выражены признаки обитаемости: дым из трубы, занавески, цветочки на окне. Значит понятие «мой дом» очень важно и в реальном доме этот человек с трудом потерпит другого хозяина.
  • Дом старый, разваливающиеся– разрушительное отношение к самому себе, аутоагрессия.
  • Дерево закрывает дом – потребность в зависимости и контроле от доминантных родителей или людей исполняющих эту роль.
  • Дом вытянут вверх – слабое чувство реальности.
  • Эффект прозрачной стены – когда она есть, но открыта для зрителей – демонстративное выставление собственной жизни всем на обозрение и потребность во внешнем влиянии на ситуацию в доме, для ее нормализации.

Замечание! Если диагностический признак находится только на одном рисунке, интерпретация ограничивается только темой этого рисунка. Если же тот или иной признак встречается в разных рисунках, неоднократно, то можно говорить о том, что он характеризует личность в целом.

Расположение дома

Другие предметы

Признак

Крыша совмещает себе две функции:

Все это касается самого дома, семьи, отношения с близкими людьми, но необязательно входящими в понятия «семья» для этого человека

Характеристика

Интерпретация

Толстый контур края

Чрезмерная озабоченность контролем над фантазией, попытка ее обуздать

Крыша обведена черным контуром, который не свойственен всему другому и выбивается из контекста

Это свидетельствует о фиксации на фантазиях, как источнике удовольствие и обычно такие фантазии вызывают у человека тревогу

Крыша не совпадает по размеру с домом

Плохая структура организации личности

Тонкий контур края или его вообще нет

Это переживание ослабления контроля над собственными фантазиями

Сильно прочерчена поверхность крыши

Свидетельствует о повышенной тревожности

Наличие карниза его акцентирование ярким контуром или с выходом за контур

Это сильная защитная установка обычно сочетаемая с мнительностью

Труба

Характеристика

Интерпретация

Ее нет

Отсутствие психологической теплоты

Труба выделена

Подчёркивание «я мужик», а у женщин возможно нарушение сексуальной роли

Как бы перечеркнута, выглядит прозрачной

Повышенная озабоченность собственной сексуальностью

Труба «с дыркой» 

Нарушение сексуальной жизни

Что-то другое на крыше кроме трубы, антенн

Повышенные защитные качества

С дымом

Теплые интимные отношения

Без дыма

Холод в интимных отношениях или их отсутствие

Дым выходит вправо

Пессимизм в оценке прошлых интимных отношений

Дым влево

Пессимизм в оценке будущего в интимных отношениях

Дым выходит в обе стороны

Патологический дефект чувства  реальности

Тоненький дым

Дефицит теплоты в доме

Несоразмерно большое густой дым

Внутренняя напряженность в отношениях

Окна

Они символизируют межличностные отношения характерные для автора рисунка. Количество окон указывает на количество метажильцов, то есть на число значимых членов семьи. Это число может отличаться от фактического количества членов семьи:

  • На рисунке окон меньше – значит, на самом деле кто-то из семьи для обследуемого не имеет большого значения;
  • Если больше – то у исследуемого есть человек, которого он хочет видеть в своей семье, но не получается, из-за каких-либо причин.

Характеристика

Интерпретация

Пропорции окна нарушены

Есть какие-то осложнения с метажильцами

Окно распахнуто

Прямолинейность, эмоциональные разряды

Двери

Двери – признак социальных контактов, открытости.

Характеристика

Интерпретация

Нет двери

Ощущение проблемы раскрытия перед окружающими

Несоразмерно маленькие двери

Социальная неадекватность, нежелание впускать других в свое «я», неадекватность и нерешительность

Двери боковые

Отчужденность

Несоразмерно большие двери

Высокая зависимость от окружающих людей

Двери парадные, расположенные на фронтальной стене

Контактность

Распахнутые двери

Сильная потребность в тепле извне

Наличие второй двери

Значимый человек вне дома, любовник или любовница

Наличие двора помимо дома (дерево, цветы) свидетельствует о личных актуальных проблемах, имеющих корни в доме

Характеристика

Интерпретация

Цветы вокруг дома

Аутизация

Деревья

Люди внешние, но значимые для автора рисунка

Забор вокруг дома

Стремление к изоляции, защите от внешнего мира

Эволюция рисунка человека

  • 3-4 года – головастик
  • 4-5 лет – пупок
  • 5 лет – половая дифференциация
  • 5-6 лет – изображение пальцев, ладоней
  • 6 лет – руки с туловищем больше, чем голова
  • 6-7 лет – пуговицы
  • 8 лет – плечи
  • 8 лет – переход к двумерному изображению с перспективой

Расшифровка рисунка дерева

Дерево символизирует жизненные силы развития человека.

Есть два варианта дерева, когда сразу можно понять, что человек не желал проходить этот тест. Такими вариантами являются:

  • Рисунок елки в виде палок;
  • Рисунок новогодней елки.

Разница между ними лишь в демонстрации настроения, которое вызывает эта тема. В первом случае – депрессивная, во втором – нарочито радостная.

Отношение рисунка к листу бумаги

Характеристика

Интерпретация

Занимает маленькую площадь

Чувство неполноценности. Человек хочет избежать реальную жизнь

Занимает всю страницу

Сильная фрустрация, вызванная ограничивающими воздействиями окружающей среды, враждебность, раздражительность

Забор вокруг дома

Стремление к изоляции, защите от внешнего мира

В центре

Незащищенность,  не умение приспособиться к окружающей среде

Слева

Ностальгическое настроение, акцент на переживания, которые были в прошлом, ориентир только на опыт прошлого

Справа

Стремление приблизить будущее, неудовлетворенность нынешним положением,  жажда изменений к лучшему

Внизу

Неуверенность в себе, нерешительность, не заинтересованность в повышении своей значимости

Вверху

Довольно высокая самооценка, недовольство своим положением в обществе, ощущение  недостатка признания со стороны окружающих

Данный тест применяется для внутриличностной диагностики ребенка.

Тест впервые предложен Дж. Буком в 1948 г. Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы отдельно, однако позже тест был модифицирован другим исследователем – Г. Берни. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте психологи используют в настоящее время этот тест.

Цель данной методики:

— оценить личность исследуемого, уровень его развития, работоспособности и интеграции;

— получить данные, касающиеся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Для проведения диагностики нам понадобится лист бумаги формата А4, разноцветные карандаши, простой карандаш и ластик.

Инструкция для проведения тестирования:

Психолог. «Вам необходимо нарисовать дом, дерево и человека на предложенном листе бумаги настолько хорошо, насколько сможете. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится

Дополнение. На рисунке необходимо соблюдать определенное условие: человек должен быть нарисован в полный рост. Других ограничений в выборе размеров, образов и типов рисунка при проведении данной диагностики нет.

При проведении испытания психолог обязательно должен обратить внимание на такие детали в поведении испытуемого:

— интервал времени с момента предоставления исследователем инструкции до момента, начала рисования;

— наличие и продолжительность пауз в процессе рисования;

— общее время, на рисование;

— в какой последовательности были изображены на рисунке ключевые элементы каждого рисунка (дома, дерева и человека).

— обратить внимание на любую эмоцию (даже самую незначительную) исследуемого в процессе выполнения теста, а затем связать это эмоциональное выражение с изображенной в этот момент деталью рисунка.

После выполнения рисунка необходимо провести опрос в соответствии с предложенным опросником.

Интерпретация теста дом дерево человек

Интерпретировать данную методику можно двумя путями: общий анализ рисунка и детальная расшифровка каждого элемента рисунка. Общий анализ предполагает

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков в данном тестировании нельзя судить полностью о проблемах личности.

Дом, дерево, человек

Этот тест является одним из самых распространённых проективных методов исследования личности индивидуума. Преимущества данной методики заключается в том, что она позволяет провести глубокий анализ и получить наиболее полный результат, а не сведения лишь о некоторых особенностях внутреннего мира испытуемого.

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Если под рукой кроме простого другого нет, ничего страшного. Только не используйте фломастеры и ручки, у вас должна быть возможность корректировать рисунок. Изобразите на листе дом, дерево и человека так, как Вам хочется. Любой формы, размера и вида. Не спешите, как закончите, ответьте на вопросы теста на нашем сайте, и вы получите полную картину вашей личности. Возможно, для вас откроются совершенно новые особенности подсознания, о которых вы даже не задумывались!

Кому подойдёт эта методика?

Изначально, этот тест применялся для изучения работоспособности трудящихся на производстве. Позднее последователи Дж. Бука, автора методики, смогли адаптировать её для более широкого круга исследуемых.

Не трудно догадаться, что это отличный способ психодиагностики для ребёнка, если он уже достиг трёх или четырёхлетнего возраста. Просто дайте ему необходимые материалы, попросите нарисовать описанные выше объекты и оставьте на некоторое время. Его рисунок позволит оценить личностные качества, уровень умственного развития и социализации в кругу сверстников.

Метод так же очень информативен и для взрослых. Психологи проводят исследования с его помощью не только индивидуально, но и в группах.

Ключи

  • старый, развалившийся – иногда, оценка самого себя;
  • вдали — отверженность;
  • вблизи — означает открытость и гостеприимность;
  • изображение проекции сверху — серьезный конфликт;
  • разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома. Отказ от культурных стандартов;
  • ставни на окнах закрыты – индивид умеет приспосабливаться в межличностных отношениях;
  • ступеньки, ведущие в стену без дверей — конфликт, не позволяющий адекватно оценивать реальность. Замкнутость.
  • большая – субъект придает большое значение мыслительной деятельности;
  • маленькая – интеллектуальная неадекватность;
  • нечеткая прорисовка головы — застенчивость;
  • прорисовывается в последнюю очередь — межличностный конфликт;
  • большая у фигуры противоположенного пола – индивид наделяет противоположный пол превосходством;
  • подчеркнутая шея — потребность в защите;
  • крупная — осознание телесных импульсов, стремление к их контролю;
  • длинная тонкая — регрессия;
  • толстая короткая — уступки своим слабостям и желаниям.
  • чрезмерно крупные — озабоченность силой и властью;
  • мелкие — ощущение ничтожности;
  • слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности;
  • покатые — отчаяние, чувство вины, недостаток энергии;
  • широкие — сильные телесные импульсы.
  • угловатое или квадратное — мужественность;
  • слишком крупное – неосознанно неудовлетворенные потребности;
  • ненормально маленькое — чувство малозначительности.
  • большой размах – стремление к активным действиям;
  • длинные и мускулистые — стремление к физической силе, как к компенсации;
  • слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления;
  • расслабленные и гибкие — приспособляемость при взаимодействии с людьми;
  • напряженные и прижаты к телу — неповоротливость;
  • очень короткие — отсутствие стремлений, чувство неадекватности;
  • отсутствие — чувство неадекватности при высоком интеллекте.
  • непропорционально длинные — сильное стремление к независимости;
  • широко расставлены – чувство незащищенности у индивидуума или открытое неподчинение;
  • отсутствуют — замкнутость; акцентированы — признак грубости и черствости;
  • слишком короткие — чувство физической и психологической неловкости;
  • ступни не изображены — замкнутость;
  • непропорционально длинные — потребность в безопасности или демонстрации мужества;
  • непропорционально мелкие — скованность, зависимость.

Особенности интерпретации результатов

После завершения рисунка, исследователю необходимо выяснить значение необычных или отсутствие «обязательных» деталей на изображении. Что они значат для испытуемого, почему он расположил их именно таким образом. Эти элементы могут быть очень информативны при интерпретации.

К примеру, почему окна дома нарисованы с разбитыми стеклами или дерево с зазубринами или сломанными ветками. А так же, какое значение для тестируемого имеют другие необычные детали, свидетельствующие о разрушениях.

Как правило, сломанные или повреждённые ветви дерева, рубцы на его стволе, говорят о перенесённых психологических травмах в прошлом. Считается, что дерево олицетворяет период жизни респондента. Основание ствола отражает явления в раннем детстве, верхушка – настоящий возраст, соответственно, средняя часть дерева – промежуточные годы. На основании расположения повреждений и возраста индивида, можно примерно определить возраст, в котором произошло травмирующее событие.

Если сорокалетний исследуемый изобразил рубец примерно на середине ствола, то негативная ситуация могла предположительно произойти с ним в двадцатилетнем возрасте.

Земля символизирует реальность, так как тени, обычно, располагаются на земле, то они несут в себе большой объём информации о сознательном уровне личности тестируемого. Они могут символизировать чувство тревоги, свидетельствовать о наличие проблемы в недалеком прошлом или настоящем, которая препятствует нормальной интеллектуальной деятельности. Наличие рассеянности подтвердит ухудшение интеллектуальной работоспособности. Нужно так же обратить внимание, на какую поверхность подает тень.

Если на рисунке предметы отбрасывают тень, значит, должно быть изображено и солнце. Но про него, обычно, забывают, что так же имеет определенное качественное значение.

Необходимо выяснить, почему отсутствуют привычные детали, такие как окна, двери, дымоход, ветви у дерева или какие – то части тела у человека и тому подобное. В случае, если у индивида не предполагается умственная отсталость, то эти особенности его иллюстрации значимы при интерпретации.

Если на изображении наблюдается нестандартное размещение объектов относительно друг друга, то необходимо выяснить, с чем это связано. Например, почему нарисован покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек.

Правая часть дерева — это будущее, левая — прошлое, то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о значении дома на рисунке. Исследователю необходимо попытаться установить причины любого нестандартного расположения рук или ног нарисованного человечка. Если он изображен в профиль, так, что его можно рассмотреть только с одной стороны, а признаки существования другой отсутствуют, исследователю необходимо попросить респондента рассказать, как расположена невидимая рука; держит ли человечек что–нибудь в ней, что он этой рукой делает.

Пройдите тест «Дом, дерево, человек» прямо сейчас!

Прохождение данного теста на нашем сайте не потребует от вас ни регистрации, ни каких-либо других дополнительных действий!

Изображение в шапке — Ivan Knyazev (модель — Aisu)

Тест «Дом, дерево, человек»

Перед вами в данный момент стоит задача: нарисовать на одном листе бумаги А4 дом, дерево и человека. Однако ваша фантазия не ограничена только этими объектами – на рисунке может присутствовать все, что кажется вам уместным. Справится даже ребенок.

Итак, вам понадобятся:

  • один чистый белый лист бумаги А4;
  • карандаши – желательно цветные, можно простой черный (никаких фломастеров, ручек, красок и т.п.);
  • блокнот или лист для заметок(здесь будете оставлять отметки в процессе выполнения задания).

Если все готово, приступаете к рисованию. Последовательность выбираете сами, а после того как справитесь с рисунком,  ответьте на несколько вопросов нашего теста. Если в процессе рисования  у вас что-то не получись, то можете воспользоваться ластиком.

Интерпретация рисунка, в данном случае «дом, дерево, человек», непростая и довольно продолжительная задача, отнимающая много сил и времени. Методика подходит как для детей, так и для взрослых любого возраста. Наш тест позволяет сэкономить кучу времени, и в результате вы получите развернутый отчет. Если рисунок уже готов, нажмите кнопку «Начать». Еще больше информации о методике вы найдете в нашем блоге.

Даже если вы нарисуете совершенно абстрактного человека, это может очень многое рассказать о вас. И даже дом или дерево, нарисованные вашей рукой, дадут вам намного более подробную характеристику, чем вы можете себе представить.

На этом построена методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука, о которой сегодня и пойдет речь. А чтобы узнать себя лучше, рекомендуем пройти нашу программу «Самопознание».

Немного истории

Методику «Дом, дерево, человек» разработал Дж. Бук в 1948 году. Это так называемая «проективная методика», когда результаты теста проецируются на испытуемого и на их основе делаются выводы о психологических особенностях и личностных качествах человека.

Американский клинический психолог Джон Бук (1906-1983) внес самый непосредственный и основополагающий вклад становление клинической психологии в США в целом и штате Вирджиния в частности.

Он работал в первой экзаменационной комиссии по сертификации клинических психологов в штате Вирджиния, которую затем возглавил лично. Джон Бук публиковал свои исследования во многих научных журналах, выступал в университетах как приглашенный лектор.

Его достижения заслуживают особого внимания еще и потому, что сам Бук страдал параличом нижних конечностей, что, конечно, затрудняло его работу и поездки с лекциями. Кроме того, как утверждают биографы, Бук не имел формального диплома о высшем образовании и предпочитал теории практику.

Методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука

Методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука (сокращенно ДДЧ) подходит и детям, и взрослым. Такая универсальность методики объясняется ее простотой, потому что рисовать людей, дома и деревья пробовали практически все.

Пользоваться линейкой, циркулем или еще какими-либо вспомогательными приспособлениями нельзя, потому что в рисунке самым главным является его естественность. Для прохождения теста испытуемым предоставляется сложенный пополам белый лист бумаги, где на лицевой части указываются личные данные участника испытания, а остальные три странички отводятся под рисунки.

Рисовать нужно простым карандашом, для чего выдаются простые карандаши с показателем жесткости 2. Джон Бук считал, что именно этот показатель жесткости карандаша наиболее точно отражает моторный контроль испытуемого, а потому полученный с помощью карандашей-«двоек» рисунок является наиболее информативным. Уточним, что на сегодняшний день применяется маркировка карандашей от 9H (самого твердого) до 9B (самого мягкого).

В ходе исследования разрешено стирать первоначальный рисунок и перерисовывать его любое количество раз, для чего испытуемым выдают ластик (стирательную резинку – пояснение для регионов, где не используется слово «ластик»).

Заметим, что оригинальный тест Бука многократно подвергался заимствованиям и модернизации в рамках исследований, проводившихся его коллегами, причем в самых разных аспектах. Так, многие психологи считают более информативным объединение изображения дома, дерева и человека на одном рисунке в единую сюжетную линию:

А многие считают важным не только собственно изображение, контуры и нажим на карандаш, но и выбор цвета, и потому предлагают испытуемым пользоваться любыми цветными карандашами на выбор:

Испытуемым отводится на рисование столько времени, сколько им требуется, при этом всех предупреждают, что это не тест на художественные способности.

Считается принципиально важным зафиксировать, начал ли испытуемый рисовать сразу, как только получил бумагу, карандаши, ластик и инструктаж, или же сначала обдумал задания, а уже потом принялся рисовать. Кроме того, для успеха исследования и получения релевантных результатов нужно фиксировать последовательность изображения всех деталей каждого рисунка.

Итоговая запись по рисунку может иметь следующий вид:

  • Пауза для обдумывания 20 секунд.
  • Фасадная стена дома.
  • Боковая стена дома.
  • Крыша.
  • Печная труба на крыше.
  • Дым из трубы с комментарием «Пусть будет дым».
  • Окно сбоку.
  • Окно на фасаде справа.
  • Окно на фасаде слева.
  • Входная дверь.
  • Ступеньки у двери с комментарием «Думаю, что двух ступенек хватит».
  • Дорожка, ведущая к двери.
  • Общее время выполнения рисунка 4 минуты 15 секунд.

Примерно так будут выглядеть итоговые записи и по рисункам с деревом и человеком. При этом важно фиксировать не только общие черты рисунка, но и мелкие детали, если таковые имеются. Например, настежь открытая дверь в дом, открытые окна, разбитые окна, плоды на дереве (яблоки, груши, прочее), мертвые ветки на дереве, трещины и прочие повреждения на стволе дерева.

Когда испытуемый закончит все три рисунка, экспериментатор начинает так называемый «пост-рисуночный опрос» по заранее заданному опроснику из 64 вопросов. Опросник имеет, условно говоря, «спиралеобразную» структуру, когда разные по степени детализации вопросы нацелены на то, чтобы получить максимально релевантную информацию относительно какой-либо характеристики человека.

Вопросы составлены так, чтобы слегка «запутать» испытуемого и он не уловил связи между ранее заданными и последующими вопросами, не «циклился» на ранее данных ответах и чувствовал себя максимально свободно. Прямые конкретные вопросы чередуются с более абстрактными, при этом опросник не является некой догмой.

В случае, когда ответ на вопрос самоочевиден, экспериментатор может его пропустить. Или наоборот дополнить опросник своими вопросами, если ему покажется целесообразным уточнить какие-то интересные и нестандартные детали рисунка.

Так, исследователи часто пропускают вопрос «Это мужчина или женщина?» применительно к изображению человека, если и так понятно, кто это. Зато практически всегда задают вопросы, на которые, глядя на рисунок, не всегда может ответить даже сам рисовавший:

  • Сколько лет этому человеку?
  • Кто этот человек?
  • Где он находится?
  • О чем думает?
  • О ком думали вы, когда рисовали этого человека?

Еще интереснее выглядит опросник для рисунка с деревом. Испытуемый должен сказать, что это за дерево, сколько ему примерно лет, где оно растет, живое оно или мертвое, причем с указанием того, как именно это можно понять по рисунку.

Есть в опроснике и весьма запутанные вопросы. Так, предлагается найти сходство дерева с мужчиной или женщиной и пояснить, почему это так. Считается, что ответы на этот и прочие вопросы раскрывают многие грани личности и психологические характеристики человека.

Само собой, экспериментаторам предписано обращать внимание на любые нестандартные детали рисунка. В первую очередь на такие, которые носят разрушительный характер, как то: битые стекла, дырявая крыша, сломанные ветки, разрушенный дымоход.

Эти все нюансы позволяют детализировать характеристику испытуемого и составить максимально полный психологический портрет. Так что интерпретация результатов теста является, пожалуй, самой главной и самой интересной частью тестирования.

Оцените статью
Добавить комментарий