Контент-анализ представляет собой метод сбора и обработки данных об изучаемом объекте (явление, процесс). Особенностью этого приема является то, что проводится анализ количественных данных, которые должны быть отражены в конкретных документах. Под документом следует понимать все данные, которые были зафиксированы, доказаны или известны.
Какие данные подвергаются контент-анализу?
Этот способ обработки информации успешно пользуется на протяжении многих десятков лет. Чаще всего он применяется в социологии с целью определения позиции большинства или статистике для конкретизации частоты использования конкретных сведений, материалов. Также этот прием эксплуатируется в следующих сферах деятельности: психология, экономика, педагогика, культурология и пр.
Контент-анализу подвергаются книги, научные публикации, различные статьи, фотографии, лозунги, картины, официальные документы. С помощью этой методики можно конкретизировать причины возникновения противоречий, конкретных ситуаций. Все зависит от цели исследования, его предмета и объекта.
Правила организации контент-анализа
Контент-анализ основывается на анализе количественных данных, то есть фактически основан на математических операциях, сравнительном анализе конкретных данных, которые поддаются подсчету. Как говорится, «цифры не врут» (если все выполнено правильно). Поэтому этот способ обработки данных дополняет обычный анализ данных, конкретизирует проблему, помогает глубже ее осмыслить.
Основными принципами контент-анализа являются:
— систематизированность (распределение информации по классу ее значимости, смысловой нагрузке и пр
— строгость (четкое распределение данных для минимизации погрешности, использование четких формул и алгоритмов),
— формализованность (предполагает использование только проверенных методик, общепринятых стандартов).
Контент-анализ позволяет изучить явления, процессы не только со стороны теории, но и объективных реальных данных (численных, количественных), зафиксированных на бумагах и закрепленных в конкретных нормах (например, правила поведения, сведения о численности конкретных пациентов и т.
Этапы проведения контент-анализа
Любой аналитический алгоритм предполагает проведение конкретных мероприятий и реализацию определенных действий, которые в конечном итоге приведут исследователя к конечному результату, выводу.
Контент-анализ предполагает выполнение следующего механизма:
Этап №1. Подготовка данных.
На данном этапе следует определить цель анализа и проблему. Здесь важно обозначить конкретный объект и предмет (ситуацию, человек, новый закон (документ) и пр. ), определить, с каких ракурсов возможен анализ, какие данные этому будут способствовать. Таким образом, на начальной стадии исследователю необходимо конкретизировать и как можно подробнее описать проблему.
Также на данной стадии определить совокупность критериев, которые помогут упростить анализ. Здесь чаще всего задают три основных параметра:
— тип сообщения: интервью, официальные данные (Росстат, информация на порталах госструктур), сведения из СМИ, нормативные или внутренние документы организации и пр.
— автор сообщения: гражданин РФ или иностранец, безработный или официально трудоустроенное лицо, автовладелец или пешеход, представитель власти, эксперт или «любитель» и пр
— время сообщения: данный критерий фактически определяет срок проведения исследования, то есть ограничивает рассматриваемые данные по времени их поступления (выход в свет).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этап №2. Сбор и систематизация данных.
На данном этапе исследователю необходимо собрать все возможные сведения по проблеме, разбить ее по основаниям (отдельным структурным элементам).
Чтобы анализ был проведен грамотно, следует установить единицу анализа. Данный критерий предполагает, что весь материал должен быть разбит на небольшие взаимосвязанные смысловые фрагменты, которые должны быть проанализированы. Единицей анализа может быть:
— фрагмент текста: абзац, предложение, словосочетание, фраза и пр.
После определения единицы анализа необходимо конкретизировать единицу счета. Этот показатель призван отразить количественную характеристику происходящих явлений, частоту употребления единицы анализа. Фактически здесь ведется подсчет, где и сколько раз встречалась утвержденная единица анализа.
Также на данном этапе следует определить единицу контекста, то есть тот фрагмент собранных материалов (статья, абзац, объявление, заметка), который оказывает сильное влияние на их восприятие, указывает главную идею, смысл.
Этап №3. Подсчет данных и проведение анализа.
На данной стадии автор должен проанализировать частоту использования тех или иных данных, процент заимствования, определить соотношение между положительными и отрицательными суждениями и пр. Провести анализ можно вручную или с помощью специальных автоматизированных систем (компьютер, специальные программы и приложения), которые фактически отсортируют все данные и проанализируют их, выявят динамику. Ярким примером «автоматизированного помощника» для проведения контент-анализа является система Oasis, которая способна искать информацию по конкретной теме, проблеме, сортировать ее по времени (дате), автору и прочим основаниям.
Этап №4. Отражение результатов анализа.
На данном этапе формируются выводы на основе полученных данных, сравнении. Автор отмечает наличие тех или иных совпадений, тенденций и делает на их основе умозаключения.
Таким образом, контент-анализ является дополнительным элементом стандартного анализа информации, который позволяет углубленно изучить тему, проблему, открыть новые (невидимые невооруженным глазом) стороны.
Контент анализ –это количественный метод сбора данных, применяемый в социологии, политологии, психологии и других социальных науках. Суть метода заключается в переводе текстовой или графической информации к количественным показателям.
Объектом контент анализа в социологии могут выступать самые разные носители информации. Исходя из этого можно выделить такие виды контент анализа как: контент анализ печатных СМИ, контент анализ документов, контент анализ радио и телеканала, контент анализ рекламы, анализ контента сайта.
Можно выделить следующие этапы контент анализа:
Определение смысловых единиц контент- анализа. К таким единицам могут относиться:
определенные слова или словосочетания;
части текстов, выражающих определенную тему;
события или факты, которые отражены в объекте контент анализа;
имена, фамилии людей, например, политических деятелей;
Каждый исследователь самостоятельно определяет смысловые единицы, исходя из целей и задач проводимого исследовании.
Проведение контент анализа и обработка результатов.
Определив смысловые единицы, исследователь подсчитывает их количество в изучаемом тексте, их процентное соотношение ко всему объему текста и определяет тем самым, характер и силу присутствия изучаемого им явления в тексте или другом носители информации. Для наглядности приведем пример контент анализа: политологи, изучая предвыборное обращение кандидата в президенты к избирателям, хотят понять, какие именно слои населения данный кандидат пытается привлечь на свою сторону. Политологи определяют, что слова и выражения «пенсия», «дотации», «забота о пенсионерах», «материальная помощь» — будут означать, что кандидат нацелен на пенсионеров и класс малоимущего населения страны, а такие слова и выражения как: «поддержка малого бизнеса», «привлечение инвестиций», «снижение ставок по кредитам» — будут означать, что кандидат в президенты видит в числе своих основных избирателей людей среднего и высшего класса, предпринимателей. Далее, исследователям остается лишь подсчитать количество тех и других слов и выражений и сделать выводы.
Для обработки данных контент анализа применяются различные методы, такие как составление специальных таблиц, в которые вписываются значения каждой смысловой единицы исследования, специальные компьютерные программы для контент анализа и т.
Контент анализ документов используется также при обработке открытых вопросов, данных фокус-групп или неструктурированных интервью.
Метод анализа документов (контент-анализ)
Человек включен в социально-психологическую среду, которая отражена во множестве различного рода документах. Информация может быть зафиксирована в рукописных, иконографических (фото- и кинодокументы), печатных, аудиальных и пр. документах.
Документом называется такой объект, который был создан человеком в процессе социальной деятельности и служит для хранения и передачи социально важной информации.
К документам относятся многочисленные продукты деятельности человека, которые можно рассматривать по различным критериям:
— по степени личного вклада человека в создание документа;
— по сфере функционирования документа;
— по способу фиксации информации в документе;
— по статусу документа: официальному или неофициальному.
Каждый документ, прежде чем с ним начнет работать психолог, должен быть проанализирован на предмет достоверности имеющихся в нем данных: Является ли документ первичным (непосредственно регистрирующим события) или вторичным (данные которого построены на основании существующих документов)? Официальный или неофициальный документ? Он создан по инициативе самого автора или по инициативе стороннего лица? Какова доля личного участия автора в создании документа? Каков способ фиксации данных? Как человек владеет этим способом фиксации, не было ли проблемно фиксировать данные? Могло ли эти трудности отразиться на качестве зафиксированных данных? Только ответив на все эти вопросы, исследователь может анализировать степень надежности документальных данных.
С методом наблюдения контент-анализ роднят в равной степени формализованные требования к отбору единиц: в одном случае – единицы наблюдения, а в другом случае – смысловые единицы документа.
Контент-анализ впервые стал использоваться в 20-х годах ХХ века американскими учеными для изучения явлений, понятий, феноменов, которые обсуждались в средствах массовой информации. В дальнейшем этот метод стал широко использоваться в психологии и социологии.
Контент-анализ можно использовать как основной метод социально-психологического исследования, как составную часть комплекса диагностических методов, а также как вспомогательную процедуру для обработки полученных данных (например, методом анкетирования).
По сути контент-анализ представляет собой выделение и счет смысловых единиц в документе.
Рассмотрим содержательные единицы контент-анализа:
1) объект анализа – это тот текст документа, который подвергается анализу;
2) качественные единицы контент-анализа – это те смысловые единицы текста, которые подвергаются анализу. То есть то, что будем подсчитывать;
3) категории контент-анализа – это те качественные единицы анализа, которые отражают концептуальную схему исследования. Это принципиально важные, отражающие смысл исследования смысловые единицы. Выделение категорий во многом определяется целями исследования. Категориями могут быть демографические характеристики выборки, личностные особенности, отдельные социально-психологические феномены и т
4) подкатегории – это более мелкие, чем категории, смысловые единицы анализа. Подкатегории раскрывают содержание категорий, показывают их вариативность. Например, категория «социально-демографические характеристики» может содержать такие подкатегории, как пол, возраст, род деятельности и т
5) индикаторы категорий – это те смысловые единицы текста, семантическое значение которых является показателем отнесения их к определенной категории или подкатегории. Например, если в тексте встречаются слова: «молодой человек», «мужчина», «юноша», мы можем их рассматривать как индикаторы подкатегории «мужской пол». Или, например, слова «футболист-любитель», «садовод», «охотник» мы можем отнести к подкатегории «хобби»;
6) упоминания – это индикаторы категорий, подлежащие фиксации и счету;
7) единицы контекста – это единица объема текста, в рамках которой происходит подсчет смысловых единиц. Например, мы можем подсчитывать категории и подкатегории в отдельном ответе на вопрос анкеты, в анкете в целом, в предложении, в мини-сочинении на заданную тему и т
8) единицы счета – это количественная единица, отражающая частоту упоминания смысловых единиц в определенном объеме текста;
9) кодировочная инструкция – это фиксация выделенных содержательных элементов текста и соотнесение их с категориями и подкатегориями;
10) категориальная сетка – готовый рабочий инструмент для проведения контент-анализа, с выделенными и закодированными категориями и подкатегориями. Например, при исследовании личностного потенциала, можно выделить категорию «Я-деятельностное». Обозначим эту категорию буквой «А». Категорию «Я-физическое» – буквой «Б». Каждая категория детализируется подкатегориями (а если необходимо, и еще более дробными единицами). Подкатегории обозначаются цифрами. Например, категория «Я-деятельностное» может иметь различные подкатегории – обозначение профессиональной принадлежности («студент», «работник») – обозначим эту подкатегорию как А1, подкатегорию «хобби» («охотник», «коллекционер марок») обозначим как А2 и т. Категория «Я-физическое» (Б) может раскрываться подкатегориями «внешняя привлекательность» (Б1), подкатегорией «физическое здоровье» (Б2), «привычки и образ жизни» (Б3) и т.
Важным представляется учет оценочного отношения испытуемого к содержанию текста. Так, например, свою внешнюю привлекательность респондент может оценивать позитивно (если он считает себя привлекательным), негативно (он не считает себя привлекательным), нейтрально (респондент не думал об этом, его данный вопрос не интересует) и амбивалентно (респондент считает себя в чем-то привлекательным, в чем-то нет). Оценочное отношение выражается знаками «+», «-» или «+/-».
Рассмотрим этапы проведения контент-анализа.
Подготовительный этап (разработка стратегии исследования).
На данном этапе исследователь ставит цели; выявляет научную проблему; определяет, на каких теоретических принципах базируется исследование; выделяет предмет и объект исследования, разрабатывает категориальный аппарат, выделяет смысловые единицы анализа.
Этап разработки исследовательского инструментария.
На этом этапе исследователь составляет кодировочную инструкцию и категориальную сетку.
Пилотажное исследование.
Автор проводит предварительное исследование с целью проверки правильности составления кодировочной инструкции на небольшом объеме текста. Пилотажное исследование призвано проверить надежность методики: ее соответствие поставленным задачам и возможности воспроизвести полученные результаты.
После пилотажного исследования вносятся необходимые коррективы в кодировочную инструкцию и исследователь приступает к следующему этапу.
Этап кодирования массива документов.
На этом этапе исследователь переводит весь массив данных в кодовое выражение, смысловым единицам дается определенный код, а затем подсчитывается частота их упоминаний в тексте.
Этап статистической обработки полученных данных.
Выбор статистического метода определяется целями исследования. В зависимости от целей используются частотные или процентные распределения, коэффициенты корреляции, выявление случайных и неслучайных зависимостей элементов содержания, выявление положительных и отрицательных оценок относительно определенных категорий (коэффициент Яниса), факторный анализ и другие методы.
Этап интерпретации полученных данных.
На этом этапе исследователь объясняет полученные цифровые данные исходя из целей и логики исследования. Задача этого этапа – перейти от количественного выражения содержания документа – к качественному, содержательному и сделать выводы о наличии, специфики, выраженности изучаемого психологического феномена.
Метод контент-анализа широко применяется в современной психологии, социологии, политологии и наиболее частые области его применения – анализ текстов, устных докладов, интервью, анкет, методик со слабоструктурированным стимульным материалом, биографический материал и т.
Приведем пример исследования, в основу которого положен метод контент-анализа.
Результаты контент-анализа инаугурационных посланий Б. Ельцина
Контент-анализ показал, что в первом инаугурационном послании 1991 года преобладали лексические единицы близкие к семантическим значениям: «народ», «основа», «мир», «возрождение», «преобразование», «противостояние», «забвение», «кризис».
Тема «противостояние» старым советским ориентирам является доминирующей в выступлении (выражалась лексическими единицами: «отрицание», «забвение», «кризис» и т.
Провозглашаемыми ценностями явились «достоинство человека», «духовное раскрепощение человека», «интересы каждого человека», «возрождение России», «благо каждого человека».
В речи были введены новые для массового сознания понятия: «творческое человеческое начало», «свобода», «законность», «открытость миру».
Иные акценты были поставлены в инаугурационном послании 1996 года.
Лексическими единицами, отражающими тему выступления, явились: «президент», «сила», «государство», «работа», а провозглашаемыми ценностями – «человек», «общество», «семья», «государство».
Таким образом, можно констатировать, что на смену ценностям отрицания и противостояния (1991 год) пришли ценности стабильности и уверенности в будущем страны (1996 год).
Приведенное исследование является одним из множества примеров того, каким образом контент-анализ может быть использован при изучении социально-психологических и ценностных характеристик среды, в которую включен человек.
Вопросы для самоконтроля знаний студентов
Дайте определение метода контент-анализа.
Какие виды документов можно обработать контент-анализом?
Раскройте содержательные единицы контент-анализа содержания документов.
Перечислите требования к категориям контент-анализа.
Опишите содержание этапов контент-анализа.
Горбатов, Д. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Бахрах-М, 2006. – 272 с.
Семенов, В. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та. , 1983. – 104 с.
Социальная психология. Практикум. Под ред. Фоломеевой. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 480 с.
Таршис Е. Перспективы развития метода контент-анализа // Социология: Методология, методы, математические модели. – 2002. – № 15. – С. 71-92.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ, количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Основная идея контент-анализа проста и интуитивно наглядна. При восприятии текста и особенно больших текстовых потоков мы достаточно хорошо ощущаем, что разные формальные и содержательные компоненты представлены в них в разной степени, причем эта степень по крайней мере отчасти поддается измерению: ее мерой служит то место, которое они занимают в общем объеме, и/или частота их встречаемости. Через все выступления X-а красной нитью проходит тема Y; X постоянно обращался в своей речи к проблеме Y; Он не упускал ни одного случая, чтобы не лягнуть Z-а; Ну, задудел в свою дуду, – все эти выражения, число которых можно легко увеличить, свидетельствуют об осознании нами такого феномена, как наличие в изливающемся на нас информационном потоке некоторых настойчиво повторяющихся тем, образов, ссылок на проблемы, оценок, утверждений (Карфаген должен быть разрушен или Российская экономика задыхается без инвестиций), аргументов, формальных конструкций, конкретных имен и т. Более того, подобно тому как в мире механики мы ощущаем не скорость, а ускорение, так и при восприятии текста мы особенно хорошо осознаем именно динамику содержания – те случаи, когда, например, кого-то вдруг перестают или начинают бранить или когда в текстах вдруг появляется какая-то новая тема.
Замысел контент-анализа заключается в том, чтобы систематизировать эти интуитивные ощущения, сделать их наглядными и проверяемыми и разработать методику целенаправленного сбора тех текстовых свидетельств, на которых эти ощущения основываются. При этом предполагается, что вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить свои ощущения и сделать свои выводы более обоснованными, но даже узнать из текста больше, чем хотел сказать его автор, ибо, скажем, настойчивое повторение в тексте каких-то тем или употребление каких-то характерных формальных элементов или конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживает и определенным образом интерпретируется исследователем – отсюда принадлежащее социологу А. Здравомыслову полушутливое определение контент-анализа как «научно обоснованного метода чтения между строк».
Реально главной отличительной чертой контент-анализа является не его декларируемая во многих определениях «систематичность» и «объективность» (эти черты присущи и другим методам анализа текстов), а его квантитативный характер. Контент-анализ – это прежде всего количественный метод, предполагающий числовую оценку каких-то компонентов текста, могущую дополняться также различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей. Поэтому наиболее удачным определением контент-анализа можно считать то, которое зафиксировано в относительно недавней книге книге Мангейма и Рича: контент-анализ – это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника.
С точки зрения лингвистов и специалистов по информатике, контент-анализ является типичным примером прикладного информационного анализа текста, сводящегося к извлечению из всего разнообразия имеющейся в нем информации каких-то специально интересующих исследователя компонентов и представлению их в удобной для восприятия и последующего анализа форме. Многочисленные конкретные варианты контент-анализа различаются в зависимости от того, каковы эти компоненты и что именно понимается под текстом.
Конкретные прикладные цели контент-анализа также варьируют в широких пределах. Еще в 1952 американский исследователь Б. Берелсон сформулировал 17 целей, воспроизводимых с тех пор в пособиях по контент-анализу; в их числе – описание тенденций в изменении содержания коммуникативных процессов; описание различий в содержании коммуникативных процессов в различных странах; сравнение различных СМИ; выявление используемых пропагандистских приемов; определение намерений и иных характеристик участников коммуникации; определение психологического состояния индивидов и/или групп; выявление установок, интересов и ценностей (и, шире, систем убеждений и «моделей мира») различных групп населения и общественных институтов; выявление фокусов внимания индивидов, групп и социальных институтов и др.
Исторически контент-анализ – наиболее ранний систематический подход к изучению текста. Самый первый упоминаемый в литературе контент-аналитический опыт (прикладная цель которого выглядит очень узнаваемой) – это проведенный в Швеции в 18 в. анализ сборника из 90 церковных гимнов, прошедших государственную цензуру и приобретших большую популярность, но обвиненных в несоответствии религиозным догматам. Наличие или отсутствие такового соответствия и определялось путем подсчета в текстах этих гимнов религиозных символов и сравнения их с другими религиозными текстами, в частности запрещенных церковью текстами «моравских братьев». В конце 19 – начале 20 вв. в США появились первые контент-аналитические исследования текстов массовой информации. Их мотивация выглядит удивительно знакомой: авторы задавались целью продемонстрировать прискорбное «пожелтение» тогдашней нью-йоркской прессы. В 1930–1940-х годах были выполнены исследования, признаваемые ныне классикой контент-анализа, прежде всего работы Г. Лассуэлла, деятельность которого продолжалась и в послевоенные годы. Во время Второй мировой войны имел место самый, пожалуй, знаменитый эпизод в истории контент-анализа – это предсказание британскими аналитиками времени начала использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа (совместно с американцами) внутренних пропагандистских кампаний в Германии.
Начиная с 1950-х годов контент-анализ как исследовательский метод активно используется практически во всех науках, так или иначе практикующих анализ текстовых источников – в теории массовой коммуникации, в социологии, политологии, истории и источниковедении, в культурологии, литературоведении, прикладной лингвистике, психологии и психиатрии. Разнообразие конкретных проектов, реализованных за примерно 70-летнюю историю интенсивного использования контент-анализа, очень велико. Среди интересных проектов, выполненных за последние годы в России, можно назвать исследование образов и метафор, использовавшихся в 1996–1997 в ходе развернутой тогда в российской прессе дискуссии о национальной идее, а также выполненный в тот же период анализ текстов левонационалистической оппозиции. Локальные контент-аналитические проекты периодически реализуются в ходе различного рода социологических мониторингов – общенациональных и региональных.
Наиболее широкое распространение контент-анализ получил в теории массовой коммуникации, политологии и социологии. Этим отчасти объясняется тот факт, что иногда этот термин используется как обобщающий для всех методов систематического и претендующего на объективность анализа политических текстов и текстов, циркулирующих в каналах массовой коммуникации. Однако такое расширительное понимание контент-анализа неправомерно, поскольку существует ряд исследовательских методов – либо специально разработанных для анализа политических текстов (например, метод когнитивного картирования), либо применимых и применяемых для этой цели (например, метод семантического дифференциала или различные подходы, предполагающие изучение структуры текста и механизмов его воздействия), – которые не могут быть сведены к стандартному контент-анализу даже при максимально широком его понимании.
Тем не менее контент-анализ действительно занимает среди аналитических методов особое место в силу того, что является среди них самым технологичным и в силу этого в наибольшей степени подходящим для систематического мониторинга больших информационных потоков. Помимо этого, контент-анализ достаточно гибок для того, чтобы в его рамки мог быть успешно «вписан» весьма разнообразный круг конкретных типов исследований. Наконец, будучи в основе своей количественным методом (хотя и содержащим немалую качественную составляющую), контент-анализ в определенной степени поддается формализации и компьютеризации.