Ценности терминальные и инструментальные

Терминальные и инструментальные

Милтон Рокич — американский психолог польского происхождения. Разработал систему ценностных ориентаций, объединив их в две группы: терминальные и инструментальные.

Награды: получил почетную медаль Курта Левина на конгрессе Американской психологической ассоциации в 1984 и премию Гарольда Лассуэлл от Международной ассоциации политической психологии в 1988 году.

Системы ценностей (по М. Рокичу)

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)Воспитанность (хорошие манеры)
Здоровье (физическое и психическое)Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Интересная работаЖизнерадостность (чувство юмора)
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)Исполнительность (дисциплинированность)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)Непримиримость к недостаткам в себе и других
Наличие хороших и верных друзейОбразованность (широта знаний, высокая общая культура)
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)Ответственность (чувство долга, умение держать слово)
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов
Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
Счастливая семейная жизньШирота взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)Честность (правдивость, искренность)
Творчество (возможность творческой деятельности)Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)Чуткость (заботливость)

Выявление терминальных ценностей

Для начала можно просто попробовать найти хотя бы одну терминальную ценность. Для этого нужно просто пройти по цепочке намерений, как, например, в технике «Интеграция конфликтующих частей». Единственное отличие – вы задаёте вопросы только на выявление смысла.

  • Что это тебе дает?
  • Зачем тебе это нужно?
  • Какой для тебя в этом смысл?
  • Для чего ты это делаешь?

Начинать можно практически с любого поведения. Выясняете, зачем человек это делает. Получив ответ, спрашиваете ещё раз, но уже про полученный результат. Продолжаете до тех пор, пока человек не может найти ответ на вопрос о смысле/значении и сообщает, что «это важно само по себе».

Пример

— Выбери какое-то поведение.

— Чищу зубы по утрам.

— Для чего ты это делаешь?

— Зубы будут чистыми и не будет кариеса.

— Что это тебе даст?

— Здоровье.

— Зачем тебе здоровье?

— Чтобы хорошо себя чувствовать.

— Зачем тебе хорошо себя чувствовать?

— Это даст мне спокойствие.

— Зачем тебе спокойствие?

— Ну. для спокойствия.

— Какой для тебя смысл в спокойствии?

— Чтобы оно было. Это само по себе важно.

В данном примере «спокойствие» – терминальная ценность.

Теория Рокича

Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.

Природа человеческих ценностей по Рокичу:

  • общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
  • все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  • ценности организованы в системы;
  • истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности;
  • влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:

  • Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Терминальные ценности

Сегодня я расскажу вам, что такое ценность с точки зрения психологии.

Ценность – это то, чем дорожит человек и ради чего готов жертвовать чем-то другим, платить усилиями, временем или деньгами. Ценности являются главной причиной, по которой мы выбираем тот или иной способ действий. Ценности – это фундаментальные убеждения, влияющие на установки и поведение человека.

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы.

«Ценности – это предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр. ) людям и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также – идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала». Тугаринов

У каждого человека свой индивидуальный набор ценностей, который начинает формироваться в детстве под воздействием родительского воспитания. На становление ценностей также влияет социум – сверстники, учителя, интернет, СМИ.

Ценности влияют на действия, стремления и ориентиры человека.

В середине 20-го века американский социолог, психолог Милтон Рокич разработал концепцию ценностных ориентаций личности. Основой этой концепции явилась идея о том, что ценности это убеждение человека в предпочтительности чего-то. Он разделил ценности на терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности – это убеждения касающиеся жизненных целей. Они могут быть смыслом существования человека.

Инструментальные ценности – это инструменты для достижения жизненных целей.

Пример, обустройство дома – это инструментальная ценность, а ощущение уюта – терминальная. Занятие спортом – это инструментальная ценность, ведущая к достижению жизненной цели – укрепление здоровья.

Каждый человек создает собственную иерархию ценностей, формирует свой идеал поведения. Индивидуальные ценности имеют огромное влияние на такие аспекты личности как: стрессоустойчивость. понимание собственных сильных и слабых сторон, их развитие, общественной ценности собственных действий, уровень коммуникации; планирование, реализация, самоконтроль.

Для определения системы ценностей можно воспользоваться методикой М. Рокича «Ценностные ориентации». При обследовании респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), каждой ценности необходимо присвоить ранговый номер.

Характер достаточно устойчивое свойство личности, однако и его можно изменить. Это потребует времени и работы над собой. Вот пять шагов, которые вам помогут поменять свой характер.

Что притягивает нас к другим людям и помогает расположить незнакомцев к себе? Есть несколько хитростей, отмеченных психологами, которые помогут вам понравиться другим людям.

Когда сталкиваешься в школе с неприятным и порой неадекватным поведением сверстников – это довольно-таки неприятно. И чаще всего даже непонятно: откуда это все взялось и что с этим делать?

Страх — это базовая эмоция человека, которая призвана сигнализировать об опасности.

Темперамент состоит из уникальных черт психики человека, которые оказывают влияние на его поведение и восприятие мира. Наш характер также складывается под влиянием темперамента. Он может быть

Бывает сложно понять: говорит человек вам правду или нет. Есть несколько подсказок, которые помогут вам распознать ложь. Обращайте внимание на язык тела, речь и реакцию человека.

Что делать, если ребенок стал чрезмерно критично смотреть на свою внешность, обесценивать свои успехи и потерял уверенность в себе?

Дети взрослеют – это неизбежное явление. И не всегда родителям просто перестраиваться на иной уровень отношений с ребенком – отпускать его одного ездить в школу, давать свободу выбора, что надеть на

Быстро находить общий язык с людьми и располагать к себе человека — это очень полезный навык. Прокачав его вы сможете завести много интересных и полезных знакомств, обрести новых друзей и просто

Как определить

Для начала можно просто попробовать найти хотя бы одну терминальную ценность. Конечно, делать это удобнее в парах Оператор – Клиент, но можно и самостоятельно. В последнем случае просто надо быть более внимательным и тщательно калибровать собственное состояние. Способ вполне привычный, по крайней мере тем, кто хоть немного знаком с НЛП. Это обычное выявление цепочки намерений, какое используется, например, в технике «Интеграция конфликтующих частей» или в «Сущностных состояниях». Единственное изменение – вы задаёте вопросы только на выявление смысла.

Вопросы на выявление смысла

— Что это тебе дает? — Зачем тебе это нужно? — Какой для тебя в этом смысл? — Для чего ты это делаешь?

Начинать можно практически с любого поведения. Начинаете выяснять, зачем человек (или вы сами – если работаете самостоятельно) это делает. Получив ответ, спрашиваете ещё раз, но уже про полученный результат. Продолжаете до тех пор, пока смысла у ценности не будет – она будет важна сама по себе.

Признаки терминальной ценности

  • Человек не может (состояние «удивления» — там вполне характерное и чётко калибруемое состояние, отличное от состояния «значение есть — найти не могу») найти ответа на вопросы: — Зачем тебе это нужно? — Что это для тебя обозначает?
  • Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность «важна сама по себе».

— Привлекательность.

— Зачем тебе привлекательность?

— Чтобы нравиться?

— Зачем тебе нравиться?

— Чтобы любили?

— Зачем тебе, чтобы тебя любили?

— Чтобы любили, важно само по себе?

— Да, вполне.

— Представь, что тебя любят. Что ты при этом испытываешь?

В данном примере «любили» – терминальная ценность.

В процессе очень внимательно калибруйте невербальные признаки инструментальных и терминальных ценностей. Как внешние, так и внутренние.

Конкретизация ценностей

Ценности – штуки довольно абстрактные, несмотря на то, что внутри человека ценности обычно представлены достаточно сенсорно — в виде образов, чувств, звуков, — но наружу обычно выдаются только словесные обозначения. При этом большинство людей с трудом сможет объяснить, что такое «счастье», «справедливость» или «свобода». Именно объяснить, а не рассказать о том, как они узнают о их реализации. Так что иногда полезно конкретизировать слово или фразу, описывающие ценность, для чего в НЛП есть такой удобный и популярный инструмент, как метамодель.

Полезно это может быть в тех случаях, когда одним и тем же словом называют разные ценности. Например, строите карту ценностей, и вдруг обнаруживаете «любовь» в разных местах и с разным уровнем важности. При этом человек очень конгруэнтно утверждает, что ценности разные и обозначают разные вещи.

Итак, «любовь»: здесь номинализация и утеряны субъект и объект. Собственно, такая конструкция характерна для большинства ценностей. Так что номинализацию превращаем в глагол и восстанавливаем субъект и объект.

Здесь «любовь» раскрывается как: «Я люблю жену». Но в другом случае это может быть и: «Меня любит жена», «Мы с женой друг друга любим», «Мир любит меня», «Люди любят друг друга». Одно и то же слово может обозначать множество обобщений разного уровня важности. Согласитесь, что «Я люблю жену» и «Мир любит меня» несколько разные вещи и по смыслу, и по значимости.

Хорошо, какая у нас задача при выявлении терминальных ценностей? Например: выявить терминальную ценность, конкретизировать (именно её) для человека и найти более эффективные способы её достижения. Конечно, можно конкретизировать каждую ценность в цепочке, но даст ли нам это дополнительную полезную информацию? Поможет ли в данном конкретном случае более эффективно достигнуть цели? Скорее всего нет. А времени и сил уйдёт много. Другое дело — работа с терминальной ценностью в данном контексте. Мы её конкретизируем, но всё-равно до определённого предела (при чем это задаётся для определённого контекста — в другой ситуации результат может быть иным).

— Свобода. — Кто от чего или кого свободен? — Я свободен от мнения других людей? — Каких конкретно людей? — Любых. — То есть всех-всех-всех? — Да. — Например. — Моя тёща, мой начальник, любой человек с улицы, вьетнамский крестьянин.

Здесь квантор общности «любых» действительно определяет ситуацию – в этом обобщении исключений нет. Ну так человек думает. Насколько это эффективно и полезно — это другой вопрос.

Понятно, что такую абстракцию как ценность, можно конкретизировать долго и упорно. Но помните, что конкретизация не самоцель, а инструмент, который позволяет, в данном случае, лучше разобраться в себе Клиенту, и понять, что имеет в виду Клиент, Оператору.

Что ещё можно сделать — это выявить систему убеждений относительно этой ценности. Это уже не метамодель, но тоже полезно. Тогда мы получим: — представления Клиента о том, каким способом можно достигнуть этой ценности; — как он узнает (желательно, сенсорно) о том, что у него есть «свобода от мнения окружающих»; — что будет после того, как он станет «свободен от мнения окружающих»; — критерии соответствия — что такое «быть свободным» и чем это  отличается, например, от «быть независимым» или «быть самостоятельным»; и т.

Для выявления системы убеждений, в данном случае, можно было бы позадавать такие вопросы:

Для примера могу предложить транскрипт диалога с воображаемым Клиентом, с некоторым количеством объяснений.

В моем понимании, уже в этом примере «быть независимым от мнения жены» нужно, чтобы «покупать себе вещи, которые нравятся мне». Как это можно проверить? Это проверяется вопросами: — То есть «быть независимым от мнения жены» нужно для того, чтобы «покупать себе вещи, которые нравятся мне»? — Что важнее: «покупать себе вещи, которые нравятся мне» или «быть независимым от мнения жены»? При ответе на последний вопрос можно использовать «взвешивание критериев». Соответственно, если мы получаем конгруэнтное «ДА» на первый вопрос или что «быть независимым от мнения жены» менее важно, чем «быть независимым от мнения жены», то «быть независимым от мнения жены» не является терминальной ценностью.

Построение карты ценностей

Начинаете вы как и в предыдущем варианте, но после нахождения терминальной ценности начинаете задавать вопросы на поиск «более важного».

Вопросы на выявление «более важного».

— Что для тебя более важно, чем это? — Есть для тебя что-то более важное, чем это? — Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

После того, как перейдёте на другую ценностную цепочку, снова начинаете задавать вопросы на поиск смысла. До тех пор, пока не найдёте следующую терминальную ценность. Всё это продолжаете до тех пор, пока не дойдёте до терминальной ценности, для которой уже не будет ничего более важного. По идее, это должно быть сущностное состояние — заодно и проверите эту идею.

Закончив, выбираете другое поведение или ценность и повторяете процесс. На выходе должна получиться карта ценностей.

Карточки

Ещё один способ, более удобный для самостоятельного использования. Составляете список ценностей, а потом пишите каждую на карточке. Потом выкладываете карточки по уровню важности.

Понятно, что можно для этих целей воспользоваться компьютером. Но, на мой взгляд, с карточками более кинестетично.

Для каждой ценности задаёте вопросы:

— Имеет ли это смысл? — Это для чего-то нужно? — Это важно само по себе?

Калибровка – конгруэнтное «Да» — «Нет». Ну то есть если на вопрос: «Это важно само по себе», — вы получаете конгруэнтное «Да», то это – терминальная ценность. Если не конгруэтное «Да» или «Нет», задаёте ещё вопросы, в том числе и на смысл. Если конгруэнтное «Нет», то тоже всё понятно – это инструментальная ценность.

Субъективные различия

Следующий полезный шаг — определить различия между терминальными и инструментальными ценностями в вашем субъективном представлении. Способ самомоделирования аналогичен поиска различий между эмоциями и ценностями-эмоциями из предыдущего занятия.

  • Найдите 3-4 терминальный ценности из разных контекстов. Для этого вам придётся пройтись по цепочкам намерений для разных поведений.
  • Выберите 3-4 инструментальные ценности из разных контекстов — с этим проще, они должны были в большом количестве попадаться на предыдущем шаге.
  • Найдите, что общего между терминальным ценностями — в первую очередь это касается субмодальных представлений и значений для вас этих субмодальностей.
  • Найдите, что общего между инструментальными ценностями.
  • Найдите, чем различаются во внутреннем представлении инструментальные и терминальные ценности.

Шкалы теста Рокича

В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:

  • АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
  • КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА
  • МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ
  • НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
  • СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
  • УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
  • НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ

Процедура проведения

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т. , так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Терминальные ценности
ранг
Инструментальные ценности
ранг

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

Здоровье (физическое и психическое)

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

Интересная работа

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

Исполнительность (дисциплинированность)

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Наличие хороших и верных друзей

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

Смелость в отстаивании своего мнения

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

Чуткость (заботливость)

Счастливая семейная жизнь

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

Творчество (возможность заниматься творчеством)

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Честность (правдивость, искренность)

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Бессмысленные ценности

Однажды я обратил внимание на интересную вещь: все вопросы на выяснение намерения можно разбить на две группы. В первой будут те, что выясняют значение и смысл:

— Зачем тебе это нужно? — Какой тебе в этом смысл? — Что это тебе дает?

Зато другая часть просто помогает выявить более важное намерение:

— Что для тебя более важно, чем это? — Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

И задался вопросом, а есть ли в этом какой-то великий смысл? Или это просто небольшое забавное наблюдение, не имеющее практического значения. Но так как это НЛП, всё ведь можно вполне сенсорно проверить.

И я приступил к исследованию. Начал, естественно, с себя. Потом предложил поиграться с этим участников тренингов. Что выяснилось.

Если задавать человеку только вопросы о смысле, он доходит до какого-то намерения и зависает. Не может определить, какое значение у этого намерения, и часто сообщает, что это «важно само по себе». Если же он думает о ценности, стоящей за этим намерением (а намерение – это просто потребность удовлетворить какую-то ценность), то у него будут наблюдаться характерные невербальные реакции: более глубокое и расслабленное дыхание, низкий тонус мышц, расфокусированный зрачок. Понятно, что это признаки трансового состояния, но очень даже комфортного трансового состояния. И они (признаки) довольно сильно отличаются от тех, которые возникают, если человек думает о ценностях, которые имеют смысл.

Отлично, эти самые ценности, которые «важны сами по себе», можно назвать «бессмысленными» — во-первых, потому что такое название довольно хорошо их характеризует, а во-вторых, не менее хорошо запоминается в связи с игрой смыслов, столь любимой в НЛП.

А что же другая группа вопросов, о важности? Если задавать только их, зависаний обычно не происходит. Хотя во многих случаях поиск «чего-то более важного» может занять довольно много времени. При этом «более важное» может быть смыслом предыдущей ценности, а может и не быть. Соответственно, при помощи этих вопросов можно найти что-то более важное, чем «бессмысленная» ценность – перескочить на другую цепочку смыслов.

После я поискал, кто что ёще по этому поводу думает. Во-первых, есть довольно известная идея о ценностях-целях и ценностях-средствах, которую можно даже назвать традиционной. Ценности-цели более-менее соответствуют «бессмысленным ценностям» и являются «конечными». Ценности-средства, как уже понятно, служат для достижения ценностей-целей.

Во-вторых, нашёлся довольно популярный тест ценностных ориентация американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это как раз наука о ценностях). Он не только делит ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства), но и предлагает метод их определения. Названия мне так понравились, что я дальше буду их использовать.

Правда, в тесте терминальные и инструментальные ценности заданы изначально, что явно не по НЛПерски.

В-третьих, в НЛП есть модель достопочтимых Тамары и Коннирэ Андреас о «сущностных» состояниях, которые фактически являются «бессмысленными» ценностями, но такими, для которых нет и ничего более важного. То есть человек не только не может найти ответ на вопрос: «Зачем это нужно?», — но так же и на вопрос: «Что для тебя более важно, чем это?». Конец пути, ценность ценностей и смысл смыслов.

Краткие выводы

  • Ценности можно разделить на ценности-цели (терминальные, «бессмысленные» ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности).
  • Ценности-цели (терминальные, «бессмысленные» ценности) выстраиваются в иерархию по важности, на вершине которой находится «нахождение (доступ, обладание) сущностным состоянием».
  • Эти самые «бессмысленные» ценности довольно легко калибруются.

Использование

Итак, терминальные, а так же инструментальные ценности найдены, и встаёт важный вопрос, что с этим можно сделать? Мы их выявили и откалибровали, выяснили что «счастье», «комфорт», «единение» и «гармония» терминальные ценности, а «свобода», «достаток», «радость» — инструментальные. Получили это высокое осознание. И что?

Для многих понимание структуры собственного внутреннего мира может быть важно само по себе. Терминальная ценность, так сказать. Мне лично просто интересно, что для меня ценность-цель, а что только средство. Но кроме осознания могу предложить несколько конкретных вариантов использования – придам смысл, так сказать. При чём есть как «теоретические» последствия, так и практические.

Теоретические последствия

  • Модель сущностных состояний требует некоторой доработки. Есть ряд ценностей, которые важны для человека в любом случае. То есть, если у него есть доступ только к сущностным состояниям – этого мало. Ему будет требоваться удовлетворить и все остальные терминальные ценности. Хотя ценность достижения сущностного состояния для многих будет приорететной.
  • Более-менее понятно, почему в одних случаях человек может найти значение для ценности, а в других — только более важную ценность. Все терминальные ценности требуют удовлетворения. Их уровень важности – это только вопрос личных приоритетов человека. При этом нет некой «абсолютной» ценности, удовлетворив которую можно больше ничего не делать. Это для меня было неким инсайтом относительно сущностных состояний. Вроде как добираешься до сущностного состояния, можешь его контролировать и находиться в нём, но только некоторое время. Потом выкидывает. Потому как нужно много чего ещё.

Практические плюсы

  • При определении целей можно пройтись по цепочке значений до терминальной ценности. Это, собственно, и будет конечная цель в данном контексте. Все остальное только способы достижения. Соответственно, определение ценностей-целей может дать большую гибкость как в постановке целей, так и большую гибкость в способах достижения.
  • Переговоры: скорее всего именно терминальные ценности важны для определения желания клиента, а так же их критерии.
  • Собственно, при исследовании вторичных выгод простраиваются только цепочки до ценностей-целей. Остальные ценности в данном контексте большого смысла, по-видимому, не имеют.
  • Терапия. Получаем подходы: А. Берем нежелательное поведение – определяем цепочку намерений до терминальной ценности — основываясь на терминальной ценности ищем новые способы ее достижения. Б. Берем нежелательное поведение – определяем цепочку намерений до терминальной ценности — определяем критерии ее удовлетворения. С критериями можно поиграться как с любой другой системой убеждений о критериях. Терминальные ценности помогут отрабатывать только «имеющие смысл».

И несколько идей для практического применения.

Гибкость на уровне средств

Гибкость на уровне средств предполагает, что мы можем выбирать различные способы достижения наших целей. В данном случае это означает, что инструментальные ценности можно легко менять, потому как они, как и явствует из названия, только инструменты. К ним можно не привязываться и искать другие способы достижения терминальных ценностей (которые как раз важны сами по себе). Сделать это можно и просто посидев поразмышляв на эту тему, убирая или добавляя инструментальные ценности. Что-то вроде «Генератора нового поведения», но только на более высоком уровне. Для более кинестетичных граждан можно поиграться с карточками ценностей, выкладывая различные новые пасьянсы.

Целепостановка

Ещё в чём может помочь знание собственных терминальных ценностей – это определение целей. Вернее даже не определение целей, а выстраивание их по степени значимости. За основу взято довольно старое упражнение «Выравнивание списка актуальных целей».

Итак, перед вами таблица. Для начала определите актуальный контекст: работа, семья, отдых, здоровье и т.

Далее, в столбце «терминальные ценности» вы пишите терминальные ценности для данного контекста.

В столбце «цели и задачи», естественно важные цели и задачи и тоже для данного контекста.

В столбце «цели и ценности» вы ставите число от 0 до 10 (по числу строк – со сколькими ценностями и целями вы работаете, если строк 7 – значит числа от 0 до 7, если 28 – значит от 0 до 28). Число обозначает следующее: если я достигну данной цели, то сколько терминальных ценностей из списка я смогу удовлетворить.

В последнем столбце «сумма» вы подводите итог – складываете значения из двух предыдущих столбцов.

В общем, такая маленькая домашняя бухгалтерия. На выходе вы сможете подвести дебет и кредит ценностей и целей, и понять, куда вкладываться выгоднее – чем больше число в сумме, тем большая отдача от достижения данной цели.

Например, контекст «работа»


терминальные ценности
цели и задачи
цели и ценности
цели и цели
сумма

1
уважение
Заключить договор с ООО «ААА Инвест»
7
1
8

2
стабильность
Определиться со сроками проекта «Восход»
6
3
9

3
комфорт
Научиться успешно выступать на публике
8
4
12

4
успех
Повысить прибыль
5
2
7

5
счастье
Повысить производительность труда
3
3
6

6
любовь
Научиться выстраивать цели по важности
2
5
7

7
спокойствие
Повысить собственную мотивацию
8
9
17

8
одобрение
Выучить немецкий язык
4
0
4

9
значимость
Определить миссию фирмы
7
6
13

10
удовольствие
Найти HR-менеджера
1
2
3

Оцените статью
Добавить комментарий