Бессознательное

БЕССОЗНА́ТЕЛЬНОЕ, со­во­куп­ность пси­хич. фе­но­ме­нов и про­цес­сов, в ко­то­рых субъ­ект не от­да­ёт се­бе от­чё­та. Учи­ты­вая, что ме­ха­низ­мы всех пси­хич. функ­ций обыч­но не осоз­на­ют­ся, та­кое оп­ре­де­ле­ние рас­про­стра­ня­ет об­ласть Б. поч­ти на всё, что изу­ча­ет пси­хо­ло­гия. В глу­бин­ной пси­хо­ло­гии Б. – осо­бый функ­цио­наль­ный ком­по­нент пси­хи­ки, ин­стан­ция, про­ти­во­стоя­щая соз­на­нию и до­пол­няю­щая его.

Пред­став­ле­ния о не­осоз­на­вае­мых сфе­рах жиз­ни ду­ши со­дер­жат­ся во мно­гих тра­диц. уче­ни­ях – «мир во­об­ра­же­ния» (араб. – алям-аль-ми­таль) в ис­ла­ме, кон­цеп­ция транс­цен­дент­но­го «зри­те­ля» (сущ­но­ст­но­го Я) в йо­ге, «соз­на­ния-хра­ни­ли­ща» (в ко­то­ром со­дер­жат­ся все «сле­ды», ос­тав­лен­ные про­шлым опы­том, и «се­ме­на» бу­ду­ще­го опы­та) в буд­диз­ме, уче­ние Пла­то­на о по­зна­нии как воспо­ми­на­нии (анам­не­сис) и мн.

Кон­цеп­ция Б. впер­вые бы­ла чёт­ко сфор­му­ли­ро­ва­на Г. Лейб­ни­цем («Мо­на­до­ло­гия», 1720), трак­то­вав­шим Б. как низ­шую фор­му ду­шев­ной дея­тель­но­сти, ле­жа­щую за по­ро­гом осоз­нан­ных пред­став­ле­ний, воз­вы­шаю­щих­ся, по­доб­но ост­ров­кам, над океа­ном тём­ных пер­цеп­ций (вос­при­ятий). В эпо­ху ро­ман­тиз­ма в про­ти­во­вес ра­цио­на­ли­стич. воз­зре­ни­ям Про­све­ще­ния сло­жил­ся сво­его ро­да культ Б. как глу­бин­но­го ис­точ­ни­ка твор­че­ст­ва (Ф. Шел­линг, К. Ка­рус и др. Ир­ра­цио­на­ли­стич. уче­ние о Б. , вы­дви­ну­тое А. Шо­пен­гау­эром, бы­ло раз­ви­то да­лее Э. Гарт­ма­ном, ко­торый воз­вёл Б. в ранг уни­вер­саль­но­го прин­ци­па, ле­жа­ще­го в ос­но­ве бы­тия.

Изу­че­ние Б. пси­хо­ло­ги­ей на­ча­лось в 19 в. Гер­барт, ана­ли­зи­руя ди­нами­ку пред­став­ле­ний, опи­сал пси­хич. кон­флик­ты и вы­тес­не­ние в Б. од­них пред­став­ле­ний дру­ги­ми. Гельм­гольц раз­ра­бо­тал кон­цеп­цию «бес­со­знатель­ных умо­зак­лю­че­ний», обес­пе­чи­ваю­щих вос­при­ятие со­бы­тий на ос­но­ве про­шло­го опы­та. Ле­бон в сво­ей «пси­хо­ло­гии тол­пы» под­чёр­ки­вал бес­соз­на­тель­ный и ир­ра­цио­наль­ный ха­рак­тер мас­со­во­го сти­хий­но­го по­ве­де­ния.

Важ­ный сти­мул в изу­че­нии Б. да­ло при­ме­не­ние гип­но­за в це­лях пси­хо­те­ра­пии франц. пси­хи­ат­рич. шко­лой. В ис­сле­до­ва­ни­ях по­стгип­но­тич. вну­ше­ния (вы­хо­дя из гип­но­за, че­ло­век вы­пол­ня­ет вну­шён­ную ему ин­ст­рук­цию, но, не осоз­на­вая при­чин сво­его дей­ст­вия, пы­та­ет­ся при­ду­мать ему ра­цио­наль­ное объ­яс­не­ние) И. Берн­хей­ма и не­осоз­на­вае­мых травм пси­хи­че­ских Ж. Шар­ко и П. Жа­не бы­ли на­гляд­но про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ны фе­но­ме­ны не­осоз­на­вае­мой пси­хич. ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния. Со­глас­но Жа­не, при­чи­на­ми нев­ро­зов мо­гут слу­жить трав­ми­рую­щие со­бы­тия, став­шие не­осо­зна­вае­мы­ми и за­ме­щён­ные нев­ро­тич. сим­пто­ма­ми в ре­зуль­та­те «су­же­ния по­ля соз­на­ния». Ка­ж­дое из та­ких об­ра­зова­ний со­хра­ня­ет собств. ак­тив­ность, об­ла­дая при­зна­ка­ми отд. лич­но­сти. По Жа­не, в Б. су­ще­ст­ву­ет ряд «еди­но­вре­мен­ных пси­хи­че­ских су­ще­ст­во­ва­ний» (поз­же К. Юнг на­звал их ав­то­ном­ны­ми ком­плек­са­ми).

Бессознательное в глубинной психологии

Изу­че­ние Б. в рус­ле пси­хо­те­ра­пии бы­ло про­дол­же­но З. Фрей­дом, под­твер­див­шим связь ме­ж­ду нев­ро­тич. сим­пто­ма­ми и пе­ре­жи­ва­ния­ми трав­ма­тич. ха­рак­те­ра, ко­то­рые не осоз­на­ют­ся в си­лу дей­ст­вия за­щит­ных ме­ха­низ­мов лич­но­сти – вы­тес­не­ния, про­ек­ции, ра­цио­на­ли­за­ции и др. Фрейд пред­ло­жил ра­ди­каль­но но­вое по­ни­ма­ние Б. как осо­бой про­ти­во­стоя­щей соз­на­нию сис­те­мы пси­хи­ки, яв­ляю­щей­ся ис­точ­ни­ком ин­стинк­тив­ных вле­че­ний, пре­ж­де все­го сек­су­аль­ных (ли­би­до), хра­ни­ли­щем вы­тес­нен­ных пе­ре­жи­ва­ний и вро­ж­дён­ных «пер­во­фан­та­зий». Со­дер­жа­ние Б. – ти­пи­че­ское, в осн. это об­щие для всех лю­дей связ­ные груп­пы пе­ре­жи­ва­ний (ком­плек­сы), боль­шей ча­стью фор­ми­рую­щие­ся в дет­ст­ве и со­хра­няю­щие ин­фан­тиль­ный ха­рак­тер.

Пси­хи­ка вы­сту­па­ет у З. Фрей­да как ди­на­мич. сис­те­ма про­ти­во­бор­ст­вую­щих сил. Мо­ти­ва­ци­он­ным энер­ги­ям Б. , стре­мя­щим­ся раз­ря­дить своё на­пря­же­ние в дей­ст­ви­ях или фан­та­зи­ях че­ло­ве­ка («прин­цип удо­воль­ст­вия»), пре­пят­ст­ву­ет «цен­зу­ра», по­дав­ляю­щая и ис­ка­жаю­щая не­при­ем­ле­мое для соз­на­ния со­дер­жа­ние. Дей­ст­вие цен­зу­ры ос­лаб­ля­ет­ся во вре­мя сна, опь­я­не­ния, в гип­но­тич. тран­се, творч. со­стоя­ни­ях и др. из­ме­нён­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния. Осн. ис­точ­ни­ка­ми све­де­ний о Б. слу­жат сно­ви­де­ния, ост­ро­ты и ошиб­ки, пси­хо­па­то­ло­гич. сим­п­то­мы, про­дук­ты твор­че­ст­ва, по­ток сво­бод­ных ас­со­циа­ций (всё это «ком­про­мисс­ные», т. ис­ка­жён­ные цен­зу­рой об­ра­зо­ва­ния, функ­ция ко­то­рых – реа­ли­за­ция вле­че­ний). Со­дер­жа­ние Б. мо­жет вы­яв­лять­ся и ста­вить­ся под кон­т­роль соз­на­ния в про­цес­се его по­втор­но­го про­жи­ва­ния (ка­тар­си­са) с по­мо­щью тех­ни­ки пси­хо­ана­ли­за. Ме­ж­ду соз­на­ни­ем и Б. рас­по­ла­га­ет­ся пред­соз­на­тель­ное, вклю­чаю­щее со­дер­жа­ния, не осо­зна­вае­мые в дан­ный мо­мент, но ак­туа­ли­зи­рую­щие­ся по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти.

В позд­них ра­бо­тах З. Фрейд на­ря­ду с Я и Б. (Оно) ввёл ещё од­ну не­осоз­на­вае­мую пси­хич. ин­стан­цию, от­вет­ст­вен­ную за цен­зу­ру и вы­тес­не­ние, – Сверх-Я, ис­точ­ник мо­ра­ли, про­яв­ляю­щий­ся в чув­ст­ве ви­ны, дол­га и т. В Б. Фрейд вы­де­лил два фун­дам. ин­стинк­та – Эрос (си­лы жиз­ни, сек­су­аль­но­сти и са­мо­со­хра­не­ния) и Та­на­тос (вле­че­ние к смер­ти, раз­ру­ше­нию и аг­рес­сии), ме­ж­ду ко­то­ры­ми идёт борь­ба.

В ин­тер­пре­та­ции фрей­дов­ско­го уче­ния у Ж. Ла­ка­на Б. пред­ста­ёт как лин­г­вис­тич. фе­но­мен – се­ман­тич. по­ле, «си­ло­вые ли­нии» ко­то­ро­го пред­ше­ст­ву­ют опы­ту и ор­га­ни­зу­ют его. Ак­тив­ность Б. опи­сы­ва­ет­ся Ла­ка­ном как осо­бый вид ре­чи, го­во­ря­щей о не­реа­ли­зо­ван­ных же­ла­ни­ях язы­ком сим­пто­мов и др. «ком­п­ро­мисс­ных об­ра­зо­ва­ний», ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой «раз­ры­вы» в субъ­ек­те (т. в ос­мыс­лен­ной связ­ной ре­чи). Вслед за Ла­ка­ном Б. на­чи­на­ют рас­смат­ри­вать как ин­тер­субъ­ек­тив­ный фе­но­мен, для изу­че­ния ко­то­ро­го при­вле­ка­ет­ся лин­гвис­ти­ка и се­мио­ти­ка. Ис­сле­до­ва­ние Б. ста­ло по­ни­мать­ся как осо­бая «глу­бин­ная гер­ме­нев­ти­ка» – рас­шиф­ров­ка и ин­тер­пре­та­ция скры­то­го смыс­ла ре­чи-соз­на­ния (или сим­пто­мов, по­ни­мае­мых как со­об­ще­ние).

Райх счи­тал, что в фор­ми­ро­ва­нии Б. уча­ст­ву­ют «мы­шеч­ные за­жи­мы» – хро­нические на­пря­же­ния в те­ле, по­сред­ст­вом ко­то­рых че­ло­век бло­ки­ру­ет тре­во­гу, гнев и сек­су­аль­ное воз­бу­ж­де­ние. Мы­шеч­ный пан­цирь, пре­пят­ст­вую­щий раз­ряд­ке энер­гии ли­би­до, и сис­те­ма лич­ност­ных за­щит че­ло­ве­ка – это од­на и та же струк­ту­ра, фор­ми­рую­щая Б. и вы­зы­ваю­щая пси­хо­со­ма­тические за­бо­ле­ва­ния.

В ра­бо­тах ря­да уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей З. Фрей­да, ото­шед­ших от пси­хо­ана­ли­за, при рас­смот­ре­нии Б. ак­цен­ты бы­ли сме­ще­ны с по­дав­лен­ной сек­су­аль­но­сти на ши­ро­кий спектр кон­фликт­ных си­туа­ций, обу­слов­лен­ных со­цио­куль­тур­ны­ми при­чи­на­ми. Напр. , А. Ад­лер счи­тал ос­но­вой Б. сфор­ми­ро­вав­ший­ся в дет­ст­ве ком­плекс не­пол­но­цен­но­сти и свя­зан­ное с ним стрем­ле­ние к пре­вос­ход­ст­ву над др. людь­ми. Со­глас­но Э. Бёр­ну, лю­ди не осоз­на­ют сво­их жиз­нен­ных «сце­на­ри­ев» и иг­ра­ют в при­выч­ные «иг­ры», пы­та­ясь удов­ле­тво­рить свои не­осоз­на­вае­мые же­ла­ния.

В ана­ли­ти­че­ской пси­хо­ло­гии К. Юн­га лич­ное Б. , опи­сан­ное З. Фрей­дом, – лишь пред­две­рие к «океа­ну» кол­лек­тив­но­го Б. , об­ще­го для всех пси­хич. про­стран­ст­ва, не за­ви­ся­ще­го от куль­туры и ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей пси­хи­ки. Струк­тур­ны­ми еди­ни­ца­ми кол­лек­тив­но­го Б. яв­ля­ют­ся ар­хе­ти­пы – уни­вер­саль­ные схе­мы фор­ми­ро­ва­ния об­ра­зов, пе­ре­жи­ва­ний, жиз­нен­ных си­туа­ций. По Юн­гу, глу­бин­ные слои Б. лишь в сла­бой сте­пе­ни объ­яс­ни­мы ра­цио­наль­ны­ми сред­ст­ва­ми; вме­сто по­пы­ток объ­ек­ти­ви­ро­вать Б. пси­хо­те­ра­пев­ту сле­ду­ет на­ла­дить диа­лог с ним как с парт­нё­ром. У Юн­га Б. вы­сту­па­ет как со­зи­да­тель­ная творч. си­ла, на­прав­ляю­щая пси­хич. энер­гию на ин­ди­ви­дуа­цию (диа­ло­гич. со­еди­не­ние соз­на­ния и Б. , обес­пе­чи­ваю­щее пол­но­ту рас­кры­тия лич­но­сти) и сво­ей ра­бо­той ком­пен­си­рую­щая од­но­сто­рон­ность соз­на­тель­ных ре­ше­ний и по­ступ­ков. Эго, соз­на­тель­ное Я, с ко­то­рым ото­жде­ст­в­ля­ет се­бя совр. че­ло­век, – лишь со­ци­аль­ная роль, «мас­ка» (в тер­ми­нах Юн­га – «пер­со­на»), а под­лин­ный центр пси­хи­ки, транс­цен­дент­ный ис­точ­ник осоз­на­ния – «Са­мость» – при­над­ле­жит к Б. , по­доб­но гла­зу, не спо­соб­но­му уви­деть се­бя.

Вслед за К. Юн­гом «выс­шее Я» вы­де­лял Р. Ас­сад­жо­ли, рас­по­ла­гая его в ещё од­ной об­лас­ти Б. – «сверх­соз­на­нии», сфе­ре ин­туи­ции, вдох­но­ве­ния, ис­точ­ни­ке творч. про­цес­сов, люб­ви и выс­ших чувств. Ис­сле­до­ва­ния сверх­соз­на­тель­но­го ожи­ви­лись в 1960-х гг. в рус­ле транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии в свя­зи с мно­же­ст­вом но­вых дан­ных, по­лу­чен­ных при изу­че­нии пси­хо­де­лич. опы­та. Гроф вы­де­ля­ет три об­лас­ти Б. : лич­ное Б. (в осн. опи­сан­ное З. Фрей­дом); транс­пер­со­наль­ное Б. (час­тич­но опи­сан­ное Юн­гом, его мно­го­числ. «кар­то­гра­фии» пред­став­ле­ны в ре­лиг. и мис­тич. кар­ти­нах ми­ра); пе­ри­на­таль­ное Б. , на­пол­нен­ное сим­во­ла­ми и кон­крет­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми смер­ти и ро­ж­де­ния (уче­ние о ро­до­вой трав­ме как ос­но­ве Б. бы­ло раз­ра­бо­та­но О. Ран­ком) и яв­ляю­щее­ся как бы «мос­том» ме­ж­ду лич­ным и транс­пер­со­наль­ным Б.

Бессознательное в экспериментальной психологии

Раз­ра­бо­тан­ная Д. Уз­над­зе тео­рия не­осоз­на­вае­мой ус­та­нов­ки бы­ла по­ло­же­на в ос­но­ву ши­ро­ко­мас­штаб­но­го изу­че­ния Б. гру­зин­ской пси­хо­ло­гич. шко­лой. Пиа­же опи­сал «ког­ни­тив­ное Б. » (в до­пол­не­ние к «аф­фек­тив­но­му Б. » З. Фрей­да) – ког­ни­тив­ные не­осоз­на­вае­мые про­цес­сы, обес­пе­чи­ваю­щие ра­бо­ту соз­на­ния. Про­во­дят­ся ис­сле­до­ва­ния «дви­га­тель­но­го Б. », ре­гу­ли­рую­ще­го дви­гат. про­цес­сы и ле­жа­ще­го в ос­но­ве ав­то­ма­тиз­мов (дви­гат. сте­рео­ти­пов) и не­про­из­воль­ных дей­ст­вий (ко­то­рые мо­гут осоз­на­вать­ся субъ­ек­том, ес­ли на пу­ти при­выч­но­го ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­но­го по­ве­де­ния встре­ча­ет­ся не­ожи­дан­ное пре­пят­ст­вие). Пред­став­ле­ние о пси­хо­фи­зио­ло­гич. ме­ха­низ­мах не­осоз­на­вае­мо­го ав­то­ма­ти­зи­ров. по­ве­де­ния раз­ра­бо­та­но Н. Берн­штей­ном в его кон­цеп­ции по­строе­ния дви­же­ний.

Ве­дут­ся ис­сле­до­ва­ния не­осоз­на­вае­мо­го вос­при­ятия (напр. , вос­при­ятия не­вер­баль­ных ас­пек­тов ком­му­ни­ка­ции, под­по­ро­го­во­го вос­при­ятия). Изу­ча­ют­ся осо­бен­но­сти бес­соз­на­тель­ных мыс­ли­тель­ных про­цес­сов, та­кие, как ико­ни­че­ский ха­рак­тер зна­ков-об­ра­зов, ко­то­ры­ми опе­ри­ру­ет Б. , сли­тость этих об­ра­зов с пе­ре­жи­ва­ния­ми (т. от­сут­ст­вие или не­ус­той­чи­вость раз­де­ле­ния на субъ­ект и объ­ект, вы­де­ле­ния Я и не-Я), без­раз­ли­чие Б. к ло­ги­ке и вре­ме­ни (все эти осо­бен­но­сти вы­де­ля­ют в мыш­ле­нии де­тей, в «при­ми­тив­ных» об­ще­ст­вах, в со­дер­жа­нии сно­ви­де­ний). Идёт по­иск ней­ро­фи­зио­ло­гич. кор­ре­ля­тов Б. , ко­то­рое час­то свя­зы­ва­ют с меж­по­лу­шар­ной асим­мет­ри­ей и ра­бо­той пра­во­го по­лу­ша­рия го­лов­но­го моз­га. В со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии изу­ча­ет­ся рас­про­стра­не­ние не­осо­зна­вае­мо­го со­ци­аль­но­го влия­ния – ме­ха­низ­мы иден­ти­фи­ка­ции, под­ра­жа­ния, «со­ци­аль­но­го за­ра­же­ния», па­ни­ки и т. , осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния со­ци­аль­ных ус­та­но­вок.

Ме­ж­ду­нар. кон­грес­сы по изу­че­нию Б. про­во­ди­лись в 1910 в Бос­то­не и в 1979 в Тби­ли­си.

Сознательные и бессознательные процессы в психике

  • Бессознательное — характеристики процессов
  • Что такое сознательное и в чем его отличие от бессознательного
  • Бессознательное по Фрейду
  • Виды бессознательного

    Естественное бессознательное

    Приобретенный опыт

    Продукт вытеснения

    Общественное бессознательное

  • Естественное бессознательное
  • Приобретенный опыт
  • Продукт вытеснения
  • Общественное бессознательное
  • Роль бессознательного в жизни человека

Бессознательное — характеристики процессов

Бессознательное — это система происходящих в психике процессов, которые не осознаются субъектом, т. не поддаются контролю. Сознательное и бессознательное в психологии нередко противопоставляются друг другу, при этом психоанализ рассматривает эти оба понятия в рамках одной системы, находящихся на разных уровнях.

Бессознательные качества личности не осознаются самим человеком, однако они проявляются в его действиях и психических процессах. Это проявляется в виде совершения ошибок; в забывании (событий, явлений, лиц, имен и т. ); в виде фантазий и снов.

Что такое сознательное и в чем его отличие от бессознательного

Функция сознания, как и бессознательного, заключается в управлении действиями человека, однако их роли существенно отличаются.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Сознание управляет самыми сложными формами поведенческой деятельности в следующих случаях:

  • При принятии выбора в неожиданной ситуации, в интеллектуальной и сложной проблеме, где нет простого решения.
  • При преодолении сопротивления — как физического, так и психологического.
  • При необходимости найти выход из трудной и противоречивой ситуации.
  • При необходимости принять незамедлительное решение в угрожающей ситуации.

Бессознательное по Фрейду

Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.

Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.

Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.

Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:

  • Сознательное — эго.
  • Предсознание — включает в себя все знания человека. Если полученная информация не нужна человеку в данный момент, то она быстро забывается. Однако он может её «извлечь» при необходимости. К примеру, если у человека спросить, что вчера он ел на завтрак, в его голове откроется нужна «папка» с этой информацией, и он ответит на вопрос. Он не вспоминал об этом на протяжении всего прошедшего времени, однако сведения оставались в его голове.
  • Бессознательное — хранит все самые потаенные, страшные или, наоборот, заветные мысли человека и желания, а также неприятные воспоминания.

Виды бессознательного

Существует несколько видов бессознательного:

  • естественное;
  • приобретенное в результате опыта;
  • неосознанное как продукт вытеснения;
  • общественное бессознательное.

Естественное бессознательное

Оно хранит в себе врожденные или приобретенные в младенчестве ассоциации и реакции. Эти процессы проходят неосознанно и бесконтрольно, при этом способны влиять на поведение человека и определять ход его действий.

При распознании лиц в размытых пятнах нам помогает именно естественное бессознательное. Людей, похожих на нас, мы воспринимаем более положительно; мы благоприятно переносим похвалу, и, напротив, негативно относимся к критике; бессознательное не принимает все, что связано с «не» и запретами и т. Эти и множество других установок в мозге служат результатом процесса естественного бессознательного.

Данный вид бессознательного выступает базовым по отношению к остальным видам.

Основная часть человеческих ощущений и восприятий располагается именно в бессознательном, т. не подконтрольном. Мы не руководим осознанно рецепторами, посылающими в мозг информацию, когда, например, обожгли руку. Мы сидим, а ноги расположены на полу, при этом не осознаем этот процесс, т. он находится в бессознательном, мы лишь ощущаем под собой холодный пол.

Подсознательное выступает частью бессознательного. Объекты внешнего мира воспринимаются на этом уровне не как конкретизированные образы, но они существенно влияют на процессы деятельности человека.

Транс, гипноз, состояние наркотического и алкогольного опьянения — все эти методы дают бессознательному возможность вырваться наружу. Сознание перестает держать в рамках поведение человека, тем временем бессознательное становится неконтролируемым.

Приобретенный опыт

Свои успехи и неудачи, верные решения и ошибки, радостные и грустные переживания, жизненный выбор — осознанный или неосознанный — всё это представляет собой бессознательное, базирующееся на приобретенном опыте.

Популярный психолог Милтон Эриксон обращался исключительно к этому виду бессознательного в своих работах и придавал ему приоритетное значение.

Разновидности данного бессознательного:

  • привычки;
  • автоматические действия;
  • зафиксированные установки.

Вошедшее в привычку поведение со временем уходит из поля сознания и становится автоматизмом, т. частью подсознания.

Эмоциональные «якоря» служат еще одной разновидностью бессознательного. Если наш мозг что-то запечатлел на фоне положительной или эмоциональной вспышки, это послужит «якорем», связанным с той сложившейся ситуацией. После этого радость или страх будет всплывать неосознанно автоматически при упоминании этого события, вызвавшего сильное душевное волнение.

Предположительно к такому виду бессознательного относят и те механизмы, которые отвечают за творческий процесс, результатом которого выступают:

  • вдохновение;
  • создание художественного образа;
  • научные открытия;
  • интуиция и т.д.

Продукт вытеснения

Бессознательное, выступающее в качестве продукта вытеснения является вытесненным в жесткой или мягкой форме из области сознания по каким-либо причинам. В научной среде точка зрения относительно способа вытеснения и его последствий значительно расходятся.

Зигмунд Фрейд считал, что вытеснение происходит в сторону Сверх-Я: первоначальные влечения из детства, которые нежелательны для Сверх-Я, вытесняют слабое содержание более сильной инстанцией.

Бессознательное в результате содержит первые детские воспоминания, которые не осознаны нами из-за несогласования с иными потребностями и установками.

Фрейд считал, что вытесненное нельзя достать и ввести в сознание обычными методами. Зачастую специалисты прибегают к гипнозу или методу толкования свободных ассоциаций.

Именно вытесненное, по Фрейду, является источником неврозов и всех личностных проблем человека.

В результате, когда происходит столкновение направления и содержания вытеснения, могут уйти в бессознательное как детские установки, так и взрослые, созданные социумом. Вытесняются те первичные детские влечения, которые нежелательны для Сверх-Я. Они не осознаются нами из-за своей социальной неприемлемости или противоречия с иными установками и потребностями.

Есть точка зрения, что такой вид бессознательного есть не у каждого: оно отсутствует как в психике маленьких детей, так и в сознании взрослого, если оно положительное и принимающее.

Фрейд был уверен, что природа бессознательного может отличаться от своего описания.

Нежелательное из сознания стирается или вытесняется бессознательным. Фрейд считал, что социум через Сверх-Я вытесняет асоциальные влечения.

Общественное бессознательное

С самого своего рождения каждый из нас уже оказывается в определенной культуре, где господствует Общественное Бессознательное. Подсознание начинает впитывать язык, на котором говорят родители, также мы перенимаем логику суждений и связей, присущую нашей культуре.

По мере взросления каждый усваивает менталитет и нормы, принятые в обществе. Все это закладывается на бессознательном уровне и остается с нами навсегда, определяя наше мировоззрение и восприятие явлений окружающего мира.

Роль бессознательного в жизни человека

Бессознательным руководят принципы получения удовольствия, не имеющие отношения к реальности и ко времени.

Бессознательное проявляет себя в повседневной жизни человека во многих вещах. Например, это может быть оговорка в общении с людьми. Она нередко заключает в себе подлинные мысли и мотивы человека, которые он старательно скрывает. Он оговаривается, когда бессознательные стремления сталкиваются с сознательными целями поведения, что в итоге создает противоречия с замаскированными истинными мотивами.

Тот факт, что человек забывает имена других, также пример бессознательного. Мы не помним имя человека, если не считаем его самого важным и значительным. Нам требуется много времени, чтобы достать из памяти информацию о его имени, и этот процесс воспоминания происходит вопреки нашему волеизъявлению.

Каждый из нас выполняет определенные незапланированные движения, доведенные до автоматизма. Первое время они выполняются осознанно, затем закрепляются в подсознании и становятся частью бессознательного. К таковым следует отнести:

  • чтение;
  • умение писать;
  • обретение речевых навыков;
  • умение ходить.

Доведя эти действия до автоматизма, по истечении времени нам не приходится включать сознание при их выполнении.

Сны — еще одна форма бессознательного. В них выражены наши подлинные мысли, страхи, заветные желания, чувства. Они не всегда конкретизированы и могут выражаться через символы.

Каждый из нас имеет внутренние моральные установки, через границы которых человек не может переступить. Истинные цели человека, неприемлемые для поведения, блокируются сознанием. Содержание мыслей и мотивов меняется, проходя через «фильтр». Такой блок не позволяет бессознательным желаниям проявить себя в настоящем обличии. Поэтому для разгадывания сновидений необходимо уметь считывать свои эмоции, испытуемые во сне, для соотношения с реальностью, в которой в данный момент находится человек.

Что стоит знать о самой загадочной части разума

Бессознательное играет в нашей жизни гораздо более важную роль, чем может показаться.

Принято считать, что именно бессознательное в значительной степени определяет поведение и поступки человека.

Основатель психоанализа выдвинул идею противопоставления бессознательного и сознания. При этом он рассматривал бессознательное как одну из главнейших составляющих человеческой личности.

Структура психе (души, личности) по Юнгу. Изображение: «Тэвистокские лекции», К. Юнг / Wikimedia Commons

Так, в 2014 году международная группа исследователей установила, что даже образы, которые мы видим, но не улавливаем сознательно, оказывают влияние на наше поведение и выбор.

Исследования показывают, что одни и те же области мозга активируются как в сознательном, так и в бессознательном состояниях. То есть за одни и те же функции может отвечать как сознание, так и бессознательное. Как считает профессор психологии Йельского университета Джон Барг, основные механизмы бессознательного происходят из прошлого, настоящего и будущего. Из прошлого мы унаследовали эволюционные мотивы выживания, безопасности, потребления, размножения и поддержания социальных связей. Не стоит забывать и о личном опыте — переживаниях из детства. В настоящем на наше бессознательное влияют поведение и эмоции окружающих нас людей, в том числе и тех, которых мы даже не знаем: например, улыбка случайного прохожего может поднять настроение. А наши планы на будущее способны влиять на настоящее, а соответственно, и бессознательное. Другая точка зрения гласит, что в природе бессознательного лежит перцептивное (связанное с ощущениями и органами чувств), оценочное и мотивационное поведение. Согласно этой теории, наши взгляды, стремления и тактильно-чувственный опыт — это и есть бессознательное. Как можно видеть, современный взгляд на бессознательное стал сложнее, чем во времена Фрейда. Наука поддерживает утверждение австрийского психоаналитика о важности бессознательного в нашей жизни, но воспринимает его уже не только как резервуар для подавленных воспоминаний и неприемлемых желаний. Как бессознательное проявляется в нашей жизниЧасто именно с бессознательным связаны негативные аспекты человеческого поведения: неверно или не к месту сказанные слова, внезапные порывы немотивированной агрессии, сложности в общении. Также в этот список можно включить стресс, проблемы в отношениях, тягу к саморазрушению, предвзятость суждений. Но это вовсе не означает, что бессознательное — это только тюрьма для первобытных рефлексов и извращённых фантазий человека. На самом деле оно выполняет массу полезной работы. Представители социальной психологии считают, что бессознательное оказывает большое влияние на высшие психические процессы, такие как суждения и решения. Так, с помощью бессознательного подражания сверстникам и взрослым дети учатся жить в окружающем их мире. Большая часть обучения и социализации людей происходит именно таким образом. Бессознательное играет значительную роль в интуиции, мотивации и влечении. Оно также является хранилищем автоматических навыков, накопленных воспоминаний и фантазий. Типичный пример бессознательного действия — это управление автомобилем опытным водителем. Современные учёные приходят к выводу, что бессознательное выполняет большую часть работы мозга, в том числе формирует эмоции и чувства. Его основная сила не в том, что оно подавляет нежелательные и неприемлемые воспоминания, как считал Фрейд, а в быстроте и эффективности реакций, действий и принятия решений. Это эволюционный механизм, при этом довольно разумный и адаптивный. Он нужен для того, чтобы мозг мог обрабатывать информацию за наименьшее количество времени, не отвлекаясь на малозначимые вещи. Например, иногда спонтанное «бессознательное» решение оказывается лучше, чем принятое после тщательного обдумывания. Профессор психологии Ап Диикстериус из Нидерландов на основе экспериментальных данных пришёл к выводу, что бессознательный важный выбор (автомобиля или жилья, например) приносит больше удовлетворения, чем сознательный. Однако он уточняет, что бессознательное только помогает определить, насколько конкретный вариант соответствует предпочтениям человека, а для более сложных задач (скажем, математических вычислений) оно не подходит. Поэтому поведение большинства людей — это сложная смесь сознательных и бессознательных психических процессов. Зная это, бессознательное надо воспринимать как равноценную часть разума, которая не «глупее» и не «умнее» сознания. Как знания о бессознательном могут помочь в жизниКак считает профессор Джон Барг, бессознательное может без нашего ведома вести нас к катастрофе, но его можно использовать и во благо. Он считает, что, работая со своим бессознательным, можно изменить свою жизнь к лучшему, отказаться от вредных привычек и завести полезные. Советы, которые предлагает Барг, можно найти во множестве книг по саморазвитию или услышать на тренингах — и как оказывается, они имеют смысл и с точки зрения бессознательного. В первую очередь Барг рекомендует подумать о том, чего вы действительно хотите. Если ваше желание заниматься спортом существует только на словах, то мозг найдёт множество отговорок и причин не идти на зарядку или тренировку, считает профессор. Кроме того, он предлагает пристально взглянуть на своё окружение. Дело в том, что мы склонны бессознательно копировать поведение окружающих, даже незнакомых нам людей. Поэтому если вы, например, считаете, что не умеете вести себя в конфликтных ситуациях, имеет смысл познакомиться и общаться с теми, кто обладает нужными качествами и способностями. Также Барг рекомендует строить подробные планы на будущее. Профессор считает, что если они «отпечатаются» у вас в голове, то вы будете следовать им, даже если забудете об этом.

Оцените статью
Добавить комментарий