БЕССОЗНА́ТЕЛЬНОЕ, совокупность психич. феноменов и процессов, в которых субъект не отдаёт себе отчёта. Учитывая, что механизмы всех психич. функций обычно не осознаются, такое определение распространяет область Б. почти на всё, что изучает психология. В глубинной психологии Б. – особый функциональный компонент психики, инстанция, противостоящая сознанию и дополняющая его.
Представления о неосознаваемых сферах жизни души содержатся во многих традиц. учениях – «мир воображения» (араб. – алям-аль-миталь) в исламе, концепция трансцендентного «зрителя» (сущностного Я) в йоге, «сознания-хранилища» (в котором содержатся все «следы», оставленные прошлым опытом, и «семена» будущего опыта) в буддизме, учение Платона о познании как воспоминании (анамнесис) и мн.
Концепция Б. впервые была чётко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим Б. как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). В эпоху романтизма в противовес рационалистич. воззрениям Просвещения сложился своего рода культ Б. как глубинного источника творчества (Ф. Шеллинг, К. Карус и др. Иррационалистич. учение о Б. , выдвинутое А. Шопенгауэром, было развито далее Э. Гартманом, который возвёл Б. в ранг универсального принципа, лежащего в основе бытия.
Изучение Б. психологией началось в 19 в. Гербарт, анализируя динамику представлений, описал психич. конфликты и вытеснение в Б. одних представлений другими. Гельмгольц разработал концепцию «бессознательных умозаключений», обеспечивающих восприятие событий на основе прошлого опыта. Лебон в своей «психологии толпы» подчёркивал бессознательный и иррациональный характер массового стихийного поведения.
Важный стимул в изучении Б. дало применение гипноза в целях психотерапии франц. психиатрич. школой. В исследованиях постгипнотич. внушения (выходя из гипноза, человек выполняет внушённую ему инструкцию, но, не осознавая причин своего действия, пытается придумать ему рациональное объяснение) И. Бернхейма и неосознаваемых травм психических Ж. Шарко и П. Жане были наглядно продемонстрированы феномены неосознаваемой психич. регуляции поведения. Согласно Жане, причинами неврозов могут служить травмирующие события, ставшие неосознаваемыми и замещённые невротич. симптомами в результате «сужения поля сознания». Каждое из таких образований сохраняет собств. активность, обладая признаками отд. личности. По Жане, в Б. существует ряд «единовременных психических существований» (позже К. Юнг назвал их автономными комплексами).
- Бессознательное в глубинной психологии
- Бессознательное в экспериментальной психологии
- Сознательные и бессознательные процессы в психике
- Бессознательное — характеристики процессов
- Что такое сознательное и в чем его отличие от бессознательного
- Бессознательное по Фрейду
- Виды бессознательного
- Естественное бессознательное
- Приобретенный опыт
- Продукт вытеснения
- Общественное бессознательное
- Роль бессознательного в жизни человека
- Что стоит знать о самой загадочной части разума
Бессознательное в глубинной психологии
Изучение Б. в русле психотерапии было продолжено З. Фрейдом, подтвердившим связь между невротич. симптомами и переживаниями травматич. характера, которые не осознаются в силу действия защитных механизмов личности – вытеснения, проекции, рационализации и др. Фрейд предложил радикально новое понимание Б. как особой противостоящей сознанию системы психики, являющейся источником инстинктивных влечений, прежде всего сексуальных (либидо), хранилищем вытесненных переживаний и врождённых «первофантазий». Содержание Б. – типическое, в осн. это общие для всех людей связные группы переживаний (комплексы), большей частью формирующиеся в детстве и сохраняющие инфантильный характер.
Психика выступает у З. Фрейда как динамич. система противоборствующих сил. Мотивационным энергиям Б. , стремящимся разрядить своё напряжение в действиях или фантазиях человека («принцип удовольствия»), препятствует «цензура», подавляющая и искажающая неприемлемое для сознания содержание. Действие цензуры ослабляется во время сна, опьянения, в гипнотич. трансе, творч. состояниях и др. изменённых состояниях сознания. Осн. источниками сведений о Б. служат сновидения, остроты и ошибки, психопатологич. симптомы, продукты творчества, поток свободных ассоциаций (всё это «компромиссные», т. искажённые цензурой образования, функция которых – реализация влечений). Содержание Б. может выявляться и ставиться под контроль сознания в процессе его повторного проживания (катарсиса) с помощью техники психоанализа. Между сознанием и Б. располагается предсознательное, включающее содержания, не осознаваемые в данный момент, но актуализирующиеся по мере необходимости.
В поздних работах З. Фрейд наряду с Я и Б. (Оно) ввёл ещё одну неосознаваемую психич. инстанцию, ответственную за цензуру и вытеснение, – Сверх-Я, источник морали, проявляющийся в чувстве вины, долга и т. В Б. Фрейд выделил два фундам. инстинкта – Эрос (силы жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатос (влечение к смерти, разрушению и агрессии), между которыми идёт борьба.
В интерпретации фрейдовского учения у Ж. Лакана Б. предстаёт как лингвистич. феномен – семантич. поле, «силовые линии» которого предшествуют опыту и организуют его. Активность Б. описывается Лаканом как особый вид речи, говорящей о нереализованных желаниях языком симптомов и др. «компромиссных образований», которые представляют собой «разрывы» в субъекте (т. в осмысленной связной речи). Вслед за Лаканом Б. начинают рассматривать как интерсубъективный феномен, для изучения которого привлекается лингвистика и семиотика. Исследование Б. стало пониматься как особая «глубинная герменевтика» – расшифровка и интерпретация скрытого смысла речи-сознания (или симптомов, понимаемых как сообщение).
Райх считал, что в формировании Б. участвуют «мышечные зажимы» – хронические напряжения в теле, посредством которых человек блокирует тревогу, гнев и сексуальное возбуждение. Мышечный панцирь, препятствующий разрядке энергии либидо, и система личностных защит человека – это одна и та же структура, формирующая Б. и вызывающая психосоматические заболевания.
В работах ряда учеников и последователей З. Фрейда, отошедших от психоанализа, при рассмотрении Б. акценты были смещены с подавленной сексуальности на широкий спектр конфликтных ситуаций, обусловленных социокультурными причинами. Напр. , А. Адлер считал основой Б. сформировавшийся в детстве комплекс неполноценности и связанное с ним стремление к превосходству над др. людьми. Согласно Э. Бёрну, люди не осознают своих жизненных «сценариев» и играют в привычные «игры», пытаясь удовлетворить свои неосознаваемые желания.
В аналитической психологии К. Юнга личное Б. , описанное З. Фрейдом, – лишь преддверие к «океану» коллективного Б. , общего для всех психич. пространства, не зависящего от культуры и индивидуальных особенностей психики. Структурными единицами коллективного Б. являются архетипы – универсальные схемы формирования образов, переживаний, жизненных ситуаций. По Юнгу, глубинные слои Б. лишь в слабой степени объяснимы рациональными средствами; вместо попыток объективировать Б. психотерапевту следует наладить диалог с ним как с партнёром. У Юнга Б. выступает как созидательная творч. сила, направляющая психич. энергию на индивидуацию (диалогич. соединение сознания и Б. , обеспечивающее полноту раскрытия личности) и своей работой компенсирующая односторонность сознательных решений и поступков. Эго, сознательное Я, с которым отождествляет себя совр. человек, – лишь социальная роль, «маска» (в терминах Юнга – «персона»), а подлинный центр психики, трансцендентный источник осознания – «Самость» – принадлежит к Б. , подобно глазу, не способному увидеть себя.
Вслед за К. Юнгом «высшее Я» выделял Р. Ассаджоли, располагая его в ещё одной области Б. – «сверхсознании», сфере интуиции, вдохновения, источнике творч. процессов, любви и высших чувств. Исследования сверхсознательного оживились в 1960-х гг. в русле трансперсональной психологии в связи с множеством новых данных, полученных при изучении психоделич. опыта. Гроф выделяет три области Б. : личное Б. (в осн. описанное З. Фрейдом); трансперсональное Б. (частично описанное Юнгом, его многочисл. «картографии» представлены в религ. и мистич. картинах мира); перинатальное Б. , наполненное символами и конкретными переживаниями смерти и рождения (учение о родовой травме как основе Б. было разработано О. Ранком) и являющееся как бы «мостом» между личным и трансперсональным Б.
Бессознательное в экспериментальной психологии
Разработанная Д. Узнадзе теория неосознаваемой установки была положена в основу широкомасштабного изучения Б. грузинской психологич. школой. Пиаже описал «когнитивное Б. » (в дополнение к «аффективному Б. » З. Фрейда) – когнитивные неосознаваемые процессы, обеспечивающие работу сознания. Проводятся исследования «двигательного Б. », регулирующего двигат. процессы и лежащего в основе автоматизмов (двигат. стереотипов) и непроизвольных действий (которые могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие). Представление о психофизиологич. механизмах неосознаваемого автоматизиров. поведения разработано Н. Бернштейном в его концепции построения движений.
Ведутся исследования неосознаваемого восприятия (напр. , восприятия невербальных аспектов коммуникации, подпорогового восприятия). Изучаются особенности бессознательных мыслительных процессов, такие, как иконический характер знаков-образов, которыми оперирует Б. , слитость этих образов с переживаниями (т. отсутствие или неустойчивость разделения на субъект и объект, выделения Я и не-Я), безразличие Б. к логике и времени (все эти особенности выделяют в мышлении детей, в «примитивных» обществах, в содержании сновидений). Идёт поиск нейрофизиологич. коррелятов Б. , которое часто связывают с межполушарной асимметрией и работой правого полушария головного мозга. В социальной психологии изучается распространение неосознаваемого социального влияния – механизмы идентификации, подражания, «социального заражения», паники и т. , особенности формирования и функционирования социальных установок.
Междунар. конгрессы по изучению Б. проводились в 1910 в Бостоне и в 1979 в Тбилиси.
Сознательные и бессознательные процессы в психике
- Бессознательное — характеристики процессов
- Что такое сознательное и в чем его отличие от бессознательного
- Бессознательное по Фрейду
- Виды бессознательного
Естественное бессознательное
Приобретенный опыт
Продукт вытеснения
Общественное бессознательное
- Естественное бессознательное
- Приобретенный опыт
- Продукт вытеснения
- Общественное бессознательное
- Роль бессознательного в жизни человека
Бессознательное — характеристики процессов
Бессознательное — это система происходящих в психике процессов, которые не осознаются субъектом, т. не поддаются контролю. Сознательное и бессознательное в психологии нередко противопоставляются друг другу, при этом психоанализ рассматривает эти оба понятия в рамках одной системы, находящихся на разных уровнях.
Бессознательные качества личности не осознаются самим человеком, однако они проявляются в его действиях и психических процессах. Это проявляется в виде совершения ошибок; в забывании (событий, явлений, лиц, имен и т. ); в виде фантазий и снов.
Что такое сознательное и в чем его отличие от бессознательного
Функция сознания, как и бессознательного, заключается в управлении действиями человека, однако их роли существенно отличаются.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Сознание управляет самыми сложными формами поведенческой деятельности в следующих случаях:
- При принятии выбора в неожиданной ситуации, в интеллектуальной и сложной проблеме, где нет простого решения.
- При преодолении сопротивления — как физического, так и психологического.
- При необходимости найти выход из трудной и противоречивой ситуации.
- При необходимости принять незамедлительное решение в угрожающей ситуации.
Бессознательное по Фрейду
Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.
Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.
Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.
Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:
- Сознательное — эго.
- Предсознание — включает в себя все знания человека. Если полученная информация не нужна человеку в данный момент, то она быстро забывается. Однако он может её «извлечь» при необходимости. К примеру, если у человека спросить, что вчера он ел на завтрак, в его голове откроется нужна «папка» с этой информацией, и он ответит на вопрос. Он не вспоминал об этом на протяжении всего прошедшего времени, однако сведения оставались в его голове.
- Бессознательное — хранит все самые потаенные, страшные или, наоборот, заветные мысли человека и желания, а также неприятные воспоминания.
Виды бессознательного
Существует несколько видов бессознательного:
- естественное;
- приобретенное в результате опыта;
- неосознанное как продукт вытеснения;
- общественное бессознательное.
Естественное бессознательное
Оно хранит в себе врожденные или приобретенные в младенчестве ассоциации и реакции. Эти процессы проходят неосознанно и бесконтрольно, при этом способны влиять на поведение человека и определять ход его действий.
При распознании лиц в размытых пятнах нам помогает именно естественное бессознательное. Людей, похожих на нас, мы воспринимаем более положительно; мы благоприятно переносим похвалу, и, напротив, негативно относимся к критике; бессознательное не принимает все, что связано с «не» и запретами и т. Эти и множество других установок в мозге служат результатом процесса естественного бессознательного.
Данный вид бессознательного выступает базовым по отношению к остальным видам.
Основная часть человеческих ощущений и восприятий располагается именно в бессознательном, т. не подконтрольном. Мы не руководим осознанно рецепторами, посылающими в мозг информацию, когда, например, обожгли руку. Мы сидим, а ноги расположены на полу, при этом не осознаем этот процесс, т. он находится в бессознательном, мы лишь ощущаем под собой холодный пол.
Подсознательное выступает частью бессознательного. Объекты внешнего мира воспринимаются на этом уровне не как конкретизированные образы, но они существенно влияют на процессы деятельности человека.
Транс, гипноз, состояние наркотического и алкогольного опьянения — все эти методы дают бессознательному возможность вырваться наружу. Сознание перестает держать в рамках поведение человека, тем временем бессознательное становится неконтролируемым.
Приобретенный опыт
Свои успехи и неудачи, верные решения и ошибки, радостные и грустные переживания, жизненный выбор — осознанный или неосознанный — всё это представляет собой бессознательное, базирующееся на приобретенном опыте.
Популярный психолог Милтон Эриксон обращался исключительно к этому виду бессознательного в своих работах и придавал ему приоритетное значение.
Разновидности данного бессознательного:
- привычки;
- автоматические действия;
- зафиксированные установки.
Вошедшее в привычку поведение со временем уходит из поля сознания и становится автоматизмом, т. частью подсознания.
Эмоциональные «якоря» служат еще одной разновидностью бессознательного. Если наш мозг что-то запечатлел на фоне положительной или эмоциональной вспышки, это послужит «якорем», связанным с той сложившейся ситуацией. После этого радость или страх будет всплывать неосознанно автоматически при упоминании этого события, вызвавшего сильное душевное волнение.
Предположительно к такому виду бессознательного относят и те механизмы, которые отвечают за творческий процесс, результатом которого выступают:
- вдохновение;
- создание художественного образа;
- научные открытия;
- интуиция и т.д.
Продукт вытеснения
Бессознательное, выступающее в качестве продукта вытеснения является вытесненным в жесткой или мягкой форме из области сознания по каким-либо причинам. В научной среде точка зрения относительно способа вытеснения и его последствий значительно расходятся.
Зигмунд Фрейд считал, что вытеснение происходит в сторону Сверх-Я: первоначальные влечения из детства, которые нежелательны для Сверх-Я, вытесняют слабое содержание более сильной инстанцией.
Бессознательное в результате содержит первые детские воспоминания, которые не осознаны нами из-за несогласования с иными потребностями и установками.
Фрейд считал, что вытесненное нельзя достать и ввести в сознание обычными методами. Зачастую специалисты прибегают к гипнозу или методу толкования свободных ассоциаций.
Именно вытесненное, по Фрейду, является источником неврозов и всех личностных проблем человека.
В результате, когда происходит столкновение направления и содержания вытеснения, могут уйти в бессознательное как детские установки, так и взрослые, созданные социумом. Вытесняются те первичные детские влечения, которые нежелательны для Сверх-Я. Они не осознаются нами из-за своей социальной неприемлемости или противоречия с иными установками и потребностями.
Есть точка зрения, что такой вид бессознательного есть не у каждого: оно отсутствует как в психике маленьких детей, так и в сознании взрослого, если оно положительное и принимающее.
Фрейд был уверен, что природа бессознательного может отличаться от своего описания.
Нежелательное из сознания стирается или вытесняется бессознательным. Фрейд считал, что социум через Сверх-Я вытесняет асоциальные влечения.
Общественное бессознательное
С самого своего рождения каждый из нас уже оказывается в определенной культуре, где господствует Общественное Бессознательное. Подсознание начинает впитывать язык, на котором говорят родители, также мы перенимаем логику суждений и связей, присущую нашей культуре.
По мере взросления каждый усваивает менталитет и нормы, принятые в обществе. Все это закладывается на бессознательном уровне и остается с нами навсегда, определяя наше мировоззрение и восприятие явлений окружающего мира.
Роль бессознательного в жизни человека
Бессознательным руководят принципы получения удовольствия, не имеющие отношения к реальности и ко времени.
Бессознательное проявляет себя в повседневной жизни человека во многих вещах. Например, это может быть оговорка в общении с людьми. Она нередко заключает в себе подлинные мысли и мотивы человека, которые он старательно скрывает. Он оговаривается, когда бессознательные стремления сталкиваются с сознательными целями поведения, что в итоге создает противоречия с замаскированными истинными мотивами.
Тот факт, что человек забывает имена других, также пример бессознательного. Мы не помним имя человека, если не считаем его самого важным и значительным. Нам требуется много времени, чтобы достать из памяти информацию о его имени, и этот процесс воспоминания происходит вопреки нашему волеизъявлению.
Каждый из нас выполняет определенные незапланированные движения, доведенные до автоматизма. Первое время они выполняются осознанно, затем закрепляются в подсознании и становятся частью бессознательного. К таковым следует отнести:
- чтение;
- умение писать;
- обретение речевых навыков;
- умение ходить.
Доведя эти действия до автоматизма, по истечении времени нам не приходится включать сознание при их выполнении.
Сны — еще одна форма бессознательного. В них выражены наши подлинные мысли, страхи, заветные желания, чувства. Они не всегда конкретизированы и могут выражаться через символы.
Каждый из нас имеет внутренние моральные установки, через границы которых человек не может переступить. Истинные цели человека, неприемлемые для поведения, блокируются сознанием. Содержание мыслей и мотивов меняется, проходя через «фильтр». Такой блок не позволяет бессознательным желаниям проявить себя в настоящем обличии. Поэтому для разгадывания сновидений необходимо уметь считывать свои эмоции, испытуемые во сне, для соотношения с реальностью, в которой в данный момент находится человек.
Что стоит знать о самой загадочной части разума
Бессознательное играет в нашей жизни гораздо более важную роль, чем может показаться.
Принято считать, что именно бессознательное в значительной степени определяет поведение и поступки человека.
Основатель психоанализа выдвинул идею противопоставления бессознательного и сознания. При этом он рассматривал бессознательное как одну из главнейших составляющих человеческой личности.
Структура психе (души, личности) по Юнгу. Изображение: «Тэвистокские лекции», К. Юнг / Wikimedia Commons
Так, в 2014 году международная группа исследователей установила, что даже образы, которые мы видим, но не улавливаем сознательно, оказывают влияние на наше поведение и выбор.
Исследования показывают, что одни и те же области мозга активируются как в сознательном, так и в бессознательном состояниях. То есть за одни и те же функции может отвечать как сознание, так и бессознательное. Как считает профессор психологии Йельского университета Джон Барг, основные механизмы бессознательного происходят из прошлого, настоящего и будущего. Из прошлого мы унаследовали эволюционные мотивы выживания, безопасности, потребления, размножения и поддержания социальных связей. Не стоит забывать и о личном опыте — переживаниях из детства. В настоящем на наше бессознательное влияют поведение и эмоции окружающих нас людей, в том числе и тех, которых мы даже не знаем: например, улыбка случайного прохожего может поднять настроение. А наши планы на будущее способны влиять на настоящее, а соответственно, и бессознательное. Другая точка зрения гласит, что в природе бессознательного лежит перцептивное (связанное с ощущениями и органами чувств), оценочное и мотивационное поведение. Согласно этой теории, наши взгляды, стремления и тактильно-чувственный опыт — это и есть бессознательное. Как можно видеть, современный взгляд на бессознательное стал сложнее, чем во времена Фрейда. Наука поддерживает утверждение австрийского психоаналитика о важности бессознательного в нашей жизни, но воспринимает его уже не только как резервуар для подавленных воспоминаний и неприемлемых желаний. Как бессознательное проявляется в нашей жизниЧасто именно с бессознательным связаны негативные аспекты человеческого поведения: неверно или не к месту сказанные слова, внезапные порывы немотивированной агрессии, сложности в общении. Также в этот список можно включить стресс, проблемы в отношениях, тягу к саморазрушению, предвзятость суждений. Но это вовсе не означает, что бессознательное — это только тюрьма для первобытных рефлексов и извращённых фантазий человека. На самом деле оно выполняет массу полезной работы. Представители социальной психологии считают, что бессознательное оказывает большое влияние на высшие психические процессы, такие как суждения и решения. Так, с помощью бессознательного подражания сверстникам и взрослым дети учатся жить в окружающем их мире. Большая часть обучения и социализации людей происходит именно таким образом. Бессознательное играет значительную роль в интуиции, мотивации и влечении. Оно также является хранилищем автоматических навыков, накопленных воспоминаний и фантазий. Типичный пример бессознательного действия — это управление автомобилем опытным водителем. Современные учёные приходят к выводу, что бессознательное выполняет большую часть работы мозга, в том числе формирует эмоции и чувства. Его основная сила не в том, что оно подавляет нежелательные и неприемлемые воспоминания, как считал Фрейд, а в быстроте и эффективности реакций, действий и принятия решений. Это эволюционный механизм, при этом довольно разумный и адаптивный. Он нужен для того, чтобы мозг мог обрабатывать информацию за наименьшее количество времени, не отвлекаясь на малозначимые вещи. Например, иногда спонтанное «бессознательное» решение оказывается лучше, чем принятое после тщательного обдумывания. Профессор психологии Ап Диикстериус из Нидерландов на основе экспериментальных данных пришёл к выводу, что бессознательный важный выбор (автомобиля или жилья, например) приносит больше удовлетворения, чем сознательный. Однако он уточняет, что бессознательное только помогает определить, насколько конкретный вариант соответствует предпочтениям человека, а для более сложных задач (скажем, математических вычислений) оно не подходит. Поэтому поведение большинства людей — это сложная смесь сознательных и бессознательных психических процессов. Зная это, бессознательное надо воспринимать как равноценную часть разума, которая не «глупее» и не «умнее» сознания. Как знания о бессознательном могут помочь в жизниКак считает профессор Джон Барг, бессознательное может без нашего ведома вести нас к катастрофе, но его можно использовать и во благо. Он считает, что, работая со своим бессознательным, можно изменить свою жизнь к лучшему, отказаться от вредных привычек и завести полезные. Советы, которые предлагает Барг, можно найти во множестве книг по саморазвитию или услышать на тренингах — и как оказывается, они имеют смысл и с точки зрения бессознательного. В первую очередь Барг рекомендует подумать о том, чего вы действительно хотите. Если ваше желание заниматься спортом существует только на словах, то мозг найдёт множество отговорок и причин не идти на зарядку или тренировку, считает профессор. Кроме того, он предлагает пристально взглянуть на своё окружение. Дело в том, что мы склонны бессознательно копировать поведение окружающих, даже незнакомых нам людей. Поэтому если вы, например, считаете, что не умеете вести себя в конфликтных ситуациях, имеет смысл познакомиться и общаться с теми, кто обладает нужными качествами и способностями. Также Барг рекомендует строить подробные планы на будущее. Профессор считает, что если они «отпечатаются» у вас в голове, то вы будете следовать им, даже если забудете об этом.