Рисуночный тест «Несуществующее животное». Подробнее
ТЕСТ
Где вы на этом дереве?
Автор этого теста — известный британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson) Подробнее
Сосуд жизни (рисуночный тест). Подробнее
Быстрый тест на психологическое состояние на данный момент Подробнее
РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ»
Подробнее
Вы видите перед собой изображение поверхности некоего материка. Обратите внимание на реки, островки, леса. Здесь есть и болото, и даже возвышенности. Ваша задача — проложить дорогу через весь материк, это во-первых. А во-вторых, вам нужно будет дать название всем рекам, лесам, островкам, мысам и заливам. Придайте карте завершенный вид.
Только после окончания теста переходите к чтению интерпретации. Подробнее
Этот тест можно выполнять в уме — рассказывая своему партнёру то, что Вы представляете — в деталях.
А можно пойти и более творческим путём. Кстати, этот путь лично мне — намного ближе. Подробнее
Задание очень простое: «Нарисуй кактус». Пояснения не требуются, свободу фантазии!
Представьте себя в ситуациях, которые будут Вам предложены, а потом опишите “увиденное”, отвечая на вопросы теста. Чтобы было удобнее интерпретировать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги. Подробнее
Автор теста — немецкий психолог Эрик Вартегг. Тест был опубликован в 1963г, но в России появился только в 2004г благодаря В. Калиненко и его книге «Рисуночный тест Вартегга». Подробнее
- Любопытный арт-тест «О чем пытается сказать подсознание?»
- Картина «Гелиос»
- Картина «Дельфиниада»
- Картина «Встреча любви»
- Картина «Итальянское настроение»
- Картина «Портал»
- Картина «Космическое рождение»
- Картина «Фантазии с сапоге»
- Картина «Нежность»
- Картина «Человек-Солнце с Луны»
- Картина «Лингам»
- Или Как узнать агрессивен ли ребенок
- С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКЦИИ
- МЕТОДИКА «КРОКОДИЛЫ»
- СИНИЙ, ПОТОМУ ЧТО ДОБРЫЙ
- «ЧТОБЫ ЕГО НИКТО НЕ БОЯЛСЯ»
- КОЕ-ЧТО ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ
- Я И СОЦИУМ
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
- ИДИ НА МЕСТО
Любопытный арт-тест «О чем пытается сказать подсознание?»
Существует большое количество ассоциативных рисуночных тестов и о «Чем пытается сказать подсознание» один из них. Он считается точным определением того, что нужно человеку в данный период жизни, ведь не всегда у нас есть возможность прислушаться к своему Я.
Работать с тестом очень просто. Вот рекомендации по этому поводу:
Необходимо на минуту закрыть глаза и постараться выбросить из головы все мысли. Дыхание должно быть ровным и спокойным.
По истечение минуты человек открывает глаза и рассматривает 10 картинок.
Он должен выбрать одну из них.
Значение каждой выбранной картинки смотрим внизу.
Считается, что такого рода изображения способны разбудить подсознание. В некоторых европейских странах арт-тесты настолько популярны, что их проводят не только психотерапевты среди своих пациентов, но и психологи в учебных заведениях и некоторых компаниях.
Картина «Гелиос»
Солнечное божество Гелиос является главным персонажем в этой картине. Он олицетворяет активность, яркую энергию и целеустремленность.
Психологи рассказывают, что если человеку понравилось это произведение, то пришло время задуматься над движением вперед. Если цели уже намечены, то не стоит ждать «подходящего момента». Подсознание указывает на то, что все готово для реализации задуманного. Если цели нет, то ее стоит наметить. Она может касаться любой из сфер жизни: финансовой, духовной, социальной и т.
Рекомендации: пришло время для активных действий. Любые промедления могут принести вред человеку.
Картина «Дельфиниада»
В жизни все взаимосвязано. Тело не может существовать без души, жизнь – это продолжение наших мыслей. Не будет Земли без Космоса, не будет светлого без темного и т.
Если человек выбрал эту картину, то в жизни у него наступает полоса, когда он начнет задумываться над принятием себя. Он либо к этому уже пришел, либо находится на пороге открытий своего истинного предназначения. Осознание этого приведет к большим переменам в жизни. Сложно сказать понравятся ли они окружающим, но личность найдет гармонию существования на Земле.
Рекомендации: стоит оглянуться вокруг и осознать, что самое интересное в этом мире. Что сейчас является центром Вселенной? Вокруг него необходимо строить свою жизнь, и тогда позитивные энергетические потоки наполнят ее.
Картина «Встреча любви»
Это изображение говорит о том, что человек готов к любви. К искренней, бескорыстной, наполняющей жизнь счастьем. Он ее давно ждет.
Тем, кто выбрал «Встречу любви», стоит к ней готовиться. Речь идет о любимом человеке, который или временно отсутствует, или должен вот-вот появиться в жизни проходящего тест. Если встречи еще не было, то новый знакомый сразу покажется не тем, кем надо. Он будет сильно отличаться от испытуемого, но именно в этом кроется секрет счастья, ведь «инь» и «янь» — эта противоположности единого целого.
Рекомендации: открывайте шире свою душу, скоро в ней поселится большая и светлая любовь.
Картина «Итальянское настроение»
Жизнь полна вещей, от которых люди получают удовольствие. Для кого-то это путешествия, для кото-то познание нового, а для кото-то вкусная еда. Удовольствие от жизни – теперь главное кредо человека.
Для всех, кто выбрал эту картину, наступает период, когда наслаждение жизнью станет первоочередной задачей. Рекомендуется отбросить все негативные мысли, проблемы и перестать пытаться свое существование сделать лучше. Нужно принять жизнь такой, какая она есть, и начать получать от нее радость. В идеале это пойти навстречу своим желаниям, оставив на время работу и заботы.
Рекомендации: надо делать то, что хочется, и не стоит бояться негативных последствий. Пришло время отдохнуть.
Картина «Портал»
Подсознанию очень понравится это изображение, если пришло время расслабиться. Ум и тело напряжены.
Людям, выбравшим «Портал», открывается дверь в мир медитаций. Подсознание это не просто просит, а кричит. Также у людей, выбравших эту картину, часто наблюдается желание выйти за пределы своей привычной жизни, изменить уклад и попробовать что-то более умиротворенное и спокойное.
Рекомендации: стоит успокоить себя. В этом помогут медитации, йога, плавание и т. Не стоит бежать от желания сделать жизнь более спокойной.
Картина «Космическое рождение»
Изображение говорит о рождении. Об изменениях в жизни в связи с этим, о переходе на новый уровень.
Пришло время для рождения чего-то нового. И это не обязательно должны быть дети. Речь может идти об идее и ее воплощении в жизнь. Люди, выбравшие «Космическое рождение», давно готовы перейти на новый жизненный уровень. Старая жизнь их больше не устраивает. Если пока перспектив изменить жизнь нет, то они скоро появятся. Главное, прислушиваться к себе, и не противиться переменам.
Рекомендации: не стоит бояться менять жизнь, ведь теперешняя не устраивает. Если этого не сделать, то депрессия и претензии ко всем и вся обеспечены.
Картина «Фантазии с сапоге»
Это не что иное, как карта Италии. Правда, она не совсем похожа на ту, которая известна из уроков географии. Она фантазийная.
Людям, выбравшим эту картинку, пришло время погрузиться в мир фантазий, а это скорее всего мечта о путешествиях. Только не тех, где 24 часа в сутки можно провести на лежаке у бассейна, а тех, которые полны приключений, ярких эмоций, адреналина и новых встреч. Не исключено, что жизнь последнее время похожа на рутину без «глотка свежего воздуха».
Рекомендации: необходимо отправиться в путешествие, причем, чем дальше, тем лучше. Возможно новые эмоции и впечатления дадут то, чего в жизни так не хватает.
Картина «Нежность»
В каждой женщине заложена природная мягкость, нежность, доброта. Эти качества нельзя прятать, ведь тогда женщина идет против природы.
Девушкам, остановившим свой выбор на «Нежности», нужно задуматься, что в их жизни очень много мужского. Возможно, они принимают серьезные решения, тянут всю семью на себе или увлечены мужским хобби. Подсознание настаивает на возвращении к женскому началу. Необходимо прислушаться к себе. Пускай на душе заиграет музыка, расцветут цветы, а в животе начнут порхать бабочки.
Рекомендации: необходимо отказаться от всего мужского. Стоит проявить слабость и заняться тем, что расслабляет и раскрывает женщину. Для кого-то это рисование, для кого-то шитье, а для кого-то прогулки по лесу.
Картина «Человек-Солнце с Луны»
На этой картине изображен актер и мим Вячеслав Полунин, вернее его энергетический портрет. От него исходит энергия веселья, радости, беззаботности.
Человек, выбравший эту картину, подсознательно ищет жизнь, такую, какая у него была в детстве: беззаботную и очень яркую, наполненную вкусом конфет и любимого сока. Иногда сложно в этом признаться себе самому, но психологи успокаивают: быть взрослым ребенком – это не быть дураком. Это быть смелым и счастливым.
Рекомендации: необходимо выпустить своего внутреннего ребенка на волю. Пускай он покажет, как от жизни получать удовольствие. Не стоит бояться мечтать, экспериментировать и творить, даже если не все окружающие это поймут.
Картина «Лингам»
Твердость и целостность – основа правильных действий. Картина символизирует путь, целеустремленность, волю и стойкость.
О тех, кто выбрал «Лингам», можно сказать, что они обладают твердой волей, несгибаемым характером и сумасшедшей целеустремленностью, но им не хватает решительности. Если есть цель, то не может быть отговорок для ее достижения. Не нужно бояться идти к ней.
Рекомендации: жизненный девиз для этих людей – «Бери и делай!». Любые идеи будут воплощены в жизнь, если их реализацию не откладывать. Не даром этим людям дана очень мощная энергетика.
Или Как узнать агрессивен ли ребенок
Обычно, наблюдая за детьми, мы видим в
них ласковых мальчиков, девочек и недоумеваем,
когда эти милые создания начинают кричать,
размахивать руками, топать ногами. Остается
только удивляться, откуда же берутся чертики «в
тихом омуте». Несомненно, агрессивные тенденции
в поведении создают трудности для
взаимодействия с ребенком. Однако агрессивность
нельзя рассматривать лишь как отрицательное
явление. Она, по мнению ученых, является
естественным адаптационным механизмом, присущим
любой личности.
С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКЦИИ
В процессе развития ребенка у него
могут сформироваться различные формы проявления
агрессии: истинная, защитная, аутоагрессия и т. Для того чтобы избежать формирования
агрессивности как устойчивой черты характера,
важно своевременно распознать ее.
Существуют разнообразные тесты и
методики, позволяющие проанализировать
качественно и количественно агрессивные
тенденции личности. Тем не менее агрессивность
не всегда возможно зафиксировать, поскольку
многие люди, понимая, что проявление
враждебности социально не одобряемо, умеют ее
маскировать. При этом сознание осложняет
отреагирование гнева.
По мнению многих ученых-психологов, в
диагностике агрессии наиболее эффективны
проективные методы. Их принято рассматривать в
качестве специального инструмента
клинико-экспериментального исследования тех
особенностей личности, которые в меньшей степени
доступны непосредственному наблюдению и не
выявляются с помощью опроса. Среди них —
ассоциативный рисуночный тест (АРТ). Он позволяет
построить вероятностную модель поведения
человека в различных ситуациях. Состоит из
восьми субтестов, шесть из которых снабжены
структурированным стимульным материалом и имеют
сходные задания. Одно из них — «Нарисовать
крокодила» — принято за основу в проведенном
нами исследовании.
МЕТОДИКА «КРОКОДИЛЫ»
Адаптированная для
экспресс-диагностики агрессивности методика
условно названа «Крокодилы».
Согласно мнению специалистов по
проективному рисунку, это животное является
символом агрессивного поведения. Изображение
крокодила способствует выявлению у человека
агрессивных тенденций. На рисунке проецируются
такие черты характера, как злопамятность,
подозрительность, враждебность.
Методика была апробирована на
различных возрастных группах. В статье
приводятся материалы обследования школьников
1-го, 7-го и 8-го классов. Материалы: листы белой бумаги формата А4. Изобразительные средства: простой и цветные
карандаши, фломастеры. Цвет, форма, размер, сюжет дополнительно не
обсуждались. Ограничений по времени не устанавливалось. Младшие школьники обладают высокой степенью
конформности, поэтому при обследовании
необходимо разместить их таким образом, чтобы
предотвратить срисовывание.
СИНИЙ, ПОТОМУ ЧТО ДОБРЫЙ
В ходе анализа был выявлен тип
рисунков, которые можно назвать стереотипными. Их содержание представлено героями наиболее
известных мультфильмов и сказок. Чтобы отделить
эмоциональное состояние ребенка от роли
персонажа, проводился пострисуночный опрос (ПРО).
Рассмотрим рисунок 1 (Таня, 13 лет). По
мнению девочки, это крокодил Гена, друг
Чебурашки. Она охарактеризовала персонаж в
соответствии с его ролью в мультфильме. Однако,
несмотря на некоторую стандартизацию
положительных качеств (он — умный, надежный), на
рисунке видна эмоциональная часть личности
девочки, которая отразилась в цветовом решении. Использован карандаш синего цвета. Таня сказала,
что крокодил синий, потому что добрый.
Отметим, что отличная от природной
окраска аллигаторов встречалась в рисунках
редко (около 3%). Большинство школьников адекватно
использовали цветовую гамму. Отклонение от
общепринятых цветов может свидетельствовать о
креативности ребенка, образности его мышления, о
дополнительном способе передачи информации.
«ЧТОБЫ ЕГО НИКТО НЕ БОЯЛСЯ»
Тревожные дети в большинстве случаев
прибегают к использованию простого карандаша. Как и во всех рисуночных техниках, в нашем
исследовании наблюдались такие признаки
тревожности, как стирание, прорисовывание
деталей, возвращение к различным частям рисунка,
штриховка. Причем, в рисунках детей младшего
школьного возраста количество стертых и
исправленных изображений во много раз больше,
чем у подростков. Этот факт можно объяснить
стремлением детей соответствовать школьным
нормам и правилам, поскольку рисование
воспринимается ими в качестве задания на оценку,
а не как способ самовыражения.
В то же время исправление (и/или
стирание) может рассматриваться как потребность
с помощью изобразительных средств уменьшить
переживание агрессии и порожденного ею страха.
Иллюстрацией к сказанному является
рисунок 2, на котором мальчик (Дима, 7 лет) сначала
обозначил очертания большого крокодила. Затем
долго стирал следы простого карандаша. В
конечном итоге размеры животного сильно
уменьшились. Причину такой метаморфозы объяснил
так:
— Он какой-то очень большой и злой, его
надо стереть, чтобы его не боялись. Чтобы никто не
боялся, я — тоже.
Ребенок явно обеспокоен тем, какое
впечатление произведет на окружающих его
агрессивность, стремится «усмирить» ее на
вербальном и невербальном уровне.
Возвращаясь к теме тревожности,
отметим, что рисунок отражает не только
устойчивые черты индивида, но и его состояние во
время тестирования. Возможна ситуативная
тревожность, которая вызвана общением с
незнакомым человеком (исследователем),
психологической атмосферой и другими причинами. Поэтому необходимо учитывать личностные
характеристики исследователя: пол, возраст и т. По мнению Е. Соколовой, исследователь должен
выступать не в роли регистратора, а в роли
партнера.
КОЕ-ЧТО ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ
Методика «Крокодилы» позволяет
«снимать» не только показатели эмоционального
состояния, но и диагностировать
интеллектуальное развитие испытуемых.
Например, на рисунке 3 мы видим
животное, уровень исполнения которого ниже
возрастной нормы. Обсуждение образа жизни,
географии распространения и других особенностей
крокодила позволит исследователю получить
дополнительную информацию о развитии
интеллектуальной сферы испытуемого.
Я И СОЦИУМ
На рисунках детей агрессивность может
проявляться в двух формах: как состояние самого
ребенка, а также как ощущение враждебного
социума по отношению к себе.
Например, рисунок 4 (Алина, 8 лет). Девочка нарисовала животное, похожее на
динозавра. По ее мнению, это очень-очень злой
крокодил, живет на острове и является
полноправным его хозяином, как лев — царем
(хозяином) зверей. Такое понимание окружающей
социальной среды травмирует ребенка, вызывает в
нем страх. Графическим индикатором сказанного
являются облака, прорисованная линия основания,
хвост и гребень.
На рисунке 5 (Арина, 7 лет) изображен
крокодил в агрессивной позе, с хорошо
прорисованным хвостом, который в ассоциативном
проективном тесте трактуется как показатель
злопамятности. При рисовании основное время
затрачено на тщательное изображение добычи
красного цвета в пасти хищника. Известно, что
любая фиксация на какой-то части рисунка и
временные задержки являются индикатором
внутриличностного конфликта. Арина стремится
контролировать проявление своей агрессии, что
отражается в наличии таких элементов, как
подписывание рисунков и изображение солнца.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
Дополнительные элементы (вода,
деревья, земля и др. ) трактуются как желание
структурировать ситуацию и, следовательно,
контролировать ее. Вода (озеро, река, бассейн. ) в сочетании с
замаскированным в ней крокодилом имеет свою
символику. Она скрывает враждебное поведение,
демонстрирует латентную форму агрессии
(например, рисунок 6).
Кроме прямых агрессивных символов
(когти, зубы, шипы), о враждебности
свидетельствует количество изображенных
животных. Например, на рисунке 7 (Оля, 8 лет)
девочка изобразила двух крокодилов, которые
расположены рядом и как бы поддерживают друг
друга. В ходе пострисуночного опроса выяснилось,
что данная работа является примером ситуативной
агрессии, так как выполнена сразу после
нелюбимого урока математики.
ИДИ НА МЕСТО
Очень важным показателем является
место животного на листе бумаги.
Положение в верхнем левом углу
выявляет тревожность (рисунок 8, Наташа, 7 лет) и
ориентацию на прошлое.
Срезание рисунка левым краем листа
свидетельствует о фиксации на прошлом и,
возможно, отрицании его (рисунок 9, Саша, 8 лет). Краем листа срезан хвост. Таким действием
ребенок отрицает свою злопамятность,
проговаривая при этом, что он всех любит и всех
прощает.
Положение животного в центре страницы
свидетельствует о чувстве неполноценности и
незащищенности (рисунок 10, Юля, 7 лет). Этот
рисунок был сделан очень застенчивой девочкой,
которая физически менее развита по сравнению со
сверстниками. Контакта с ней в ходе исследования
установить не удалось.
Если весь рисунок сделан как вид
сверху (рисунок 11, Надя, 15 лет), то состояние
испытуемого интерпретируется как депрессивное. В ходе опроса девушка сообщила, что получился
слишком большой крокодил для такого маленького
озера, ему там очень тесно. Творческая работа и
рассказ Нади отражают конфликтную ситуацию,
вызванную потребностью выразить свою
агрессивность и одновременно желанием
замаскировать ее (в воде). Учителя и школьный
психолог отмечают крайнюю неудовлетворенность
девушки социальной ролью и материальными
условиями жизни. Отмечают частые вспышки
агрессивности, сменяющиеся депрессивным
состоянием.
Рисунки анфас, как правило, характерны
для людей с бескомпромиссным поведением.
В процессе пострисуночного опроса, как
правило, выясняются причины агрессии. Так, Люда
(рисунок 13, 17 лет) прокомментировала свое
произведение: «Крокодил бывает злой тогда, когда
он один».
В исследовании наблюдались и прямые
проговаривания типа: «Я его совсем не боюсь», «Я
их всех съем», «Всех бы вас, радостных,
перекусать», которые высоко информативны.
Таким образом, при интерпретации
методики «Крокодилы» приемлемы параметры,
характеризующие стандартизированные
проективные рисуночные тесты (ДДЧ, тест Маховера,
«Несуществующее животное» и др. Данная методика
проста в исполнении, доступна, интересна для
детей, не вызывает у них сопротивления.
Полученные нами результаты совпали с
оценкой независимых экспертов (учителей,
школьного психолога, родителей), что позволяет
рекомендовать ее для первичного выявления
агрессивных тенденций в поведении школьников. Несомненно, методику «Крокодилы» следует
использовать как дополнительную в сочетании с
другими тестами.
Наталья АКИМОВА, студентка,
Людмила ЛЕБЕДЕВА, кандидат
педагогических наук,
доцент, старший научный сотрудник,
Ульяновский государственный
педагогический университет